Одним из атрибутов Диалектико-поведенческой психотерапии (ДБТ / DBT) является дневниковая карточка (Dairy Card). Я хотела бы поделиться своим опытом использования этого инструмента в работе с клиентами, план терапии которых включает в себя психообразование и тренировку навыков.
Классический вариант может также включать в себя в том числе отслеживание фактов приема алкоголя или наркотических веществ, самоповреждающих действий, выполнения каких-то ритуалов, которые клиент хотел бы перестать использовать - тогда нужно дополнить верхний блок новыми столбцами. Так же можно убрать колоночки в блоке эмоций, если какие-то для клиента неактуальны, добавить новые актуальные.
Еще в классическом варианте есть ячейки для ФИО, признака "заполнялось на сессии / нет", дата, как часто клиент заполняет дневниковую карточку.
В данном примере (см. пример карточки ниже) я адаптировала карточку под актуальный запрос и ситуацию моего англоязычного клиента, который принял решение тренировать навыки всех 4-х групп (полный пакет)):
1 - Осознанность
2 - Стрессоустойчивость
3 - Эмоциональная регуляция
4 - Межличностная коммуникация.
Есть клиенты, запрос которых включает в себя тренировку отдельных навыков, например, 1-2 групп - в таких случаях я удаляю лишние блоки.
Сначала я выдаю клиентам чистый бланк (левая часть картинки). Для каждой сессии отдельно готовлю раздаточный материал по навыкам, которые предполагается изучать на сессии.
По итогам сессии прошу клиента заполнить строку в нижнем блоке - краткое изложение изученного навыка или ключевые слова, которые помогут ему в будущем быстро воспроизводить в памяти конкретную последовательность действий для исполнения навыка. Если клиент затрудняется с формулировкой - предлагаю свою, заранее заготовленную.
Так же по итогам сессии после изучения конкретного навыка клиент получает домашнее задание: использовать изученный навык в своей ежедневной жизни В ситуациях где эмоции не захлестывают, если они на минимальном уровне - все-равно пробовать, иначе изученный навык не закрепится, останется просто "информацией к сведению".
По факту возникновения "эмоционально-заряженных" ситуаций клиент делает отметки в дневниковой карточке - каким было поведение эмоции(верхний блок), какие навыки он использовал и помогло или нет (нижний блок, оценка по пятибальной системе от 0 - не помогло вообще, до 5 - помогло очень)
На следующей сессии разбираем, использовал / не использовал, получилось / не получилось и почему.
После изучения следующего навыка клиент дополняет карточку ключевыми словами по новому навыку и получает домашнее задание в течении недели использовать уже два навыка, отмечать результаты и так далее.
К концу блока сессий по изучению и тренировки навыков DBT клиент сформирует шаблон с полным перечнем изученных навыков (правая часть картинки)
Буду благодарна, если поделитесь своим опытом использования дневниковой карточки.
Автор: Оксана Лазарева
Психолог, КПТ-DBT-CFT
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru