Найти тему
Наташкины истории

Отплатили той же монетой

Честно говоря, в этом году Аня боялась дня рождения сына. Стёпка же, напротив, ждал его с нетерпением, приглашал друзей из детского сада, двоюродных братьев и сестёр, выбирал сладости и придумывал игры, в которые поиграет вместе с гостями.

– Не знаю, как быть, – поделилась Аня с мужем, когда до торжества оставалась неделя. – Не пригласить Любовь Николаевну будет как-то некрасиво, но и терпеть её – такое себе удовольствие…

– Тоже об этом думал, – признался Вова, который, хоть и не любил плохо говорить о матери, но всё же о её характере знал не понаслышке.

– Может, ты поговоришь с ней? Аккуратно, без давления, чтобы не обиделась.

– Как я ей это скажу? «Мама, сиди тихо, ешь молча и никаких советов не давай»?

– Я боюсь, что она испортит ребёнку праздник.

– Ладно, не преувеличивай. Ну принесёт свои пироги, расскажет нам, как плохо всё организовали. Не более того.

Аня была настроена гораздо скептичнее мужа. Вова умел не замечать некоторых моментов, а её поведение свекрови напрягало до невозможности. Учитывая, что та раздавала советы по каждому поводу и открыто выражала своё недовольство, вряд ли эта встреча сулила что-то другое.

Как бы ни хотелось оттянуть эту дату, 14 августа наступило. Стёпа с самого утра начал получать подарки. Сначала от родителей, потом от тёти и бабушки – Аниной сестры и мамы. К обеду его комната уже превратилась в магазин игрушек, а вечер и вовсе обещал стать самым весёлым за всю жизнь.

Собравшись, вся семья отправилась в кафе встречать гостей. Дети уже играли с аниматорами, а взрослые сидели за праздничным столом, когда приехала Любовь Николаевна. При её появлении у Ани задрожали руки.

– Поздравляю, внучек, – обратилась она к Стёпке, который в это время боролся с «медведем». – Вот тебе от бабки.

Женщина протянула мальчику маленький пакетик с какой-то игрушкой. Тот быстро поблагодарил её и убежал к друзьям.

– Вот непоседа, – с укором посмотрела на него бабушка и направилась к столу.

– Уже сидите? – спросила она. – Ой, опять эти новомодные роллы-моллы небось наказывали. Лучше бы домашнее – оно и вкуснее, и полезнее.

Любовь Николаевна начала выкладывать на стол свою выпечку, овощи, нарезанный сыр и колбасу. Гости затихли. Вова и Аня тоже не знали, что сказать.

– Спасибо, мам, – наконец, прервал молчание Вова. – Присаживайся, угощайся.

– Ладно, ладно, я тут присяду с краю, вы на меня внимания не обращайте.

Постепенно гости разговорились и расслабились. Время от времени к родителям подсаживались дети, все вместе поздравляли именинника, пили лимонад, ели пирожные и снова разбегались. Аниматоры собирали гостей для участия в конкурсах и разыгрывали забавные сценки. Все были довольны и счастливы в этот вечер, кроме одного человека…

– Да уж, – вздохнула Любовь Николаевна, когда после очередного совместного конкурса родители расселись за столом. – Вот в наше время никаких игрушек не было, всё сами делали. И работали наравне со взрослыми. А у этих и телефоны, и компьютеры, и всякая дребедень.

– Хорошо ведь, что они лучше нас живут, – улыбаясь изо всех сил, сказала Аня.

– Ничего хорошего, – отозвалась свекровь. – Нет у них никаких ценностей. Едой разбрасываются, бабушек-дедушек не уважают, всё им легко даётся.

– Мам, давай сегодня не будем об этом, – попросил Вова. – У Стёпки праздник, друзья пришли, всё хорошо.

В этот момент подошли официантки, начали забирать тарелки от десертов и ставить вместо них фруктовые нарезки и мороженое.

– Куда понесли? – возмутилась Любовь Николаевна. – Подождите, подождите.

Она достала из сумки несколько контейнеров, прошлась мимо удивлённых гостей и сложила в пластиковые ёмкости остатки тортов и пирожных.

– Зачем это тебе, мам? – поинтересовался Вова, натянуто улыбаясь.

– На дачу отвезу. Сложите всё для соседских свиней, – ответила ему мать. – Вам бы всё выбросить, деньги на ветер пускаете.

– Сказала бы заранее, мы бы попросили сложить остатки на кухне.

– Я и сама сложу, чего ещё кого-то просить.

Снова образовалась странная пауза. Аня встретилась глазами с мамой одного из друзей сына и ощутила неловкость. Девушка обернулась и позвала ребятню есть мороженое, чтобы вернуть беззаботную и весёлую атмосферу.

– А горячего, получается, не будет? – поинтересовалась Любовь Николаевна? – Одни сладости что ли?

– Это же детский праздник, – объяснила Аня. – Пирожные, мороженое, чай, газировка, фрукты, сладкая вата – Стёпа решил, что сегодня будет праздник без запретов. И мы согласились.

– Просто в обычные дни сладостей много есть нельзя, а сегодня можно, – добавил мальчик с довольным видом.

– Да что это за застолье такое? – не унималась женщина. – Одно сладкое. Так живот заболит. Давайте закажем что-нибудь мясное, пюре с котлетой, рыбу, салаты. Я сейчас схожу к официанткам, где они там сидят.

– Мам, не надо, – остановил её Вова. – У нас всё заранее было заказано и оплачено. Ничего другого они уже не успеют приготовить.

– Тогда, может, в магазин сходить? Через дорогу вон супермаркет, сейчас схожу, куплю готовое. Вы бы сказали, я б заранее приготовила.

– Мам, не надо, – повторил сын.

– Я быстро, – засобиралась Любовь Николаевна. – Твоя-то жена не пошевелится. Даже гостей накормить не можете без меня.

– Мама, я тебе говорю, не надо никуда ходить, – твёрдо и настойчиво сказал Вова, так что Аня даже удивилась его тону. При ней он ещё никогда не разговаривал так с матерью.

– А, не надо, – подняла брови женщина. – Может, я вообще тут лишняя у вас?

– Ничего такого я не говорил, не придумывай, пожалуйста.

– Ну, делайте, как хотите. Всё сами знаете, родители вам уже не нужны с их советами. Конечно, чего к нам прислушиваться? Только чуть что, сразу к маме. «Мама, помоги. Мама, посиди». Ну, хорошо.

С этими словами Любовь Николаевна собралась и, не прощаясь, ушла. Останавливать её никто не пошёл. Первые минуты после этого за столом царила напряжённая атмосфера, которую, однако, вскоре удалось развеять. Конец вечера прошёл хорошо, дети не заметили перемены в настроении взрослых и веселились от души.

– Как тебе этот «спектакль»? – спросила Аня у мужа, когда они вернулись домой и уложили счастливого, но очень уставшего сына спать.

– Конечно, я знал, что она, как всегда, будет недовольна, но тут мама превзошла саму себя. На юбилей к ней, наверно, не пойдём после такого?

– Я сначала также подумала. А потом у меня родился план…

Ровно через неделю пара пришла в столовую, где Любовь Николаевна отмечала свой день рождения, круглую дату – 60 лет. За большим столом уже сидели родственники, подруги и бывшие коллеги женщины.

– Явились? – спросила юбилярша вместо приветствия. – Давайте, усаживайтесь.

– Поздравляем вас, – Аня подошла к свекрови, протянула ей скромный букет из белых хризантем без обёртки. – Очень дорогие цветы вам купили, долго выбирали.

Девушка не стала садиться, а сразу раскрыла свою большую сумку.

– Что это у вас даже шампанского нет на столе? Вот, – она поставила бутылку на стол посередине. – Ещё бутерброды со шпротами принесли, пельмени сварили. А, майонез, колбаса, сыр.

– У меня всё уже заказано, – удивлённо проговорила Любовь Николаевна.

– Знаю я вас, наверняка забыли самое главное. Гости голодные уйдут, ну где это видано?

Аня продолжала ходить вдоль стола и подкладывать гостям еду. Виновница торжества при этом не возмущалась, а только молча наблюдала за всем.

– Потом остатки не выбрасывайте, мы соберём, в деревню отвезём, – громко заявила Аня, войдя во вкус в своей актёрской игре. – Нечего еде пропадать. К чаю-то у вас что-то будет? А то я бы сходила, купила.

– Да что вы в самом деле, – совсем растерялась Любовь Николаевна. – Ничего не надо, всё будет.

– Нет, нет, мы всё-таки сходим. то надо купить? Торт, конфеты? Может, арбуз принести? Мы всё сами купим, у вас же пенсия маленькая.

– Ничего не надо, – обиженно ответила свекровь. – Не портите мне праздник.

– Не нравится? – открыто спросила Аня. – А вы нам так каждый праздник портите своим поведением. Почувствуйте теперь, какого нам бывает.

Аня и Вова ушли, оставив Любовь Николаевну наедине со своими мыслями и гостями. Что там происходило дальше, они не знали, но чувство удовлетворения накрыло обоих, хоть сыну и было неприятно от того, каким образом складывались отношения его матери и жены.

Аня думала, что после этого свекровь не захочет больше с ними общаться, но, как ни удивительно, та не обиделась и не задумала ответить какой-нибудь гадостью. Напротив, та сцена заставила женщину задуматься, и в следующий раз, празднуя Новый год, семья собралась вместе.

– Заметила, мама ни слова о тяжёлом прошлом и даже салаты твои похвалила? – посмеялся Вова, когда они вдвоём оказались на кухне.

– Она даже свои продукты в этот раз не принесла, – улыбнувшись, добавила Аня.

Кажется, после долгого непонимания в их семье, наконец, налаживались хорошие отношения, и у всех от этого на душе стало теплее.