2,1K подписчиков

Рене Магритт: загадки повседневности + 11 картин

282 прочитали
"Сын человеческий", 1964 г., частная коллекция
"Сын человеческий", 1964 г., частная коллекция

Рене Магритт (1898-1967) был художником, который выделялся своей уникальностью. Он непрерывно ставил под сомнение наше восприятие образов, стремясь пробудить в нас чувство загадки мира, в котором мы живём, и превратить привычное в нечто удивительное.

Магритт родился в бельгийском городе Лессине и был старшим из трёх сыновей торговца текстилем. Его детство было омрачено трагическими событиями: в возрасте тринадцати лет он потерял мать, которая страдала психическим заболеванием и покончила с собой, утопившись в реке Самбре. Два года спустя, в 1914 году, началась Первая мировая война, и немецкие войска вторглись в Бельгию. Магритт взрослел в условиях иностранной, часто жестокой, оккупации.

Его художественные способности проявились рано. Он начал брать уроки рисования в двенадцать лет, а через год уже выставлял свои работы. В 1915 году, в возрасте шестнадцати лет, Магритт переехал в столицу Бельгии, Брюссель, и через несколько месяцев поступил в Академию художеств, где нерегулярно обучался в течение следующих пяти лет.

"Жоржетта за пианино", 1923 г., Галерея Брашо, Брюссель
"Жоржетта за пианино", 1923 г., Галерея Брашо, Брюссель

Ранние работы Магритта находились под значительным влиянием свободного, непосредственного и красочного импрессионизма конца XIX века. Однако, оказавшись в Брюсселе, он познакомился с авангардным искусством, которое было ответом на продолжающийся по всей Европе конфликт.

От импрессионизма Магритт постепенно перешёл к итальянским футуристам, стремившимся передать динамическую энергию современного мира, и кубистам, которые использовали множественные перспективы для создания абстрактных образов. Свой уникальный стиль художнику ещё только предстояло найти.

К 1918 году, к моменту окончания Первой мировой войны, Магритт работал коммерческим художником, занимаясь созданием плакатов, дизайном обоев и продажей рисунков. В 1922 году он женился на своей подруге детства Жоржетте Бергер, которая стала его моделью и музой. Магритт продолжал работать в стиле неокубизма, пока не познакомился с сюрреалистами, чьи произведения были совершенно новаторскими.

"Юность", 1924 г., Музей искусств Беркли Университета Калифорнии, Беркли, США
"Юность", 1924 г., Музей искусств Беркли Университета Калифорнии, Беркли, США

Движение сюрреалистов, основанное французским писателем и поэтом Андре Бретоном в Париже в начале 1920-х годов, выросло из более ранних сатирических и абсурдных произведений антивоенного движения дада. Сюрреализм стремился освободить подсознательное воображение и объединить его с повседневной реальностью.

Французский поэт и писатель Андре Бретон был бесспорным лидером сюрреалистического движения, возникшего в Париже в 1920-х годах. Несмотря на то, что в 1927 году Бретон признал Магритта членом сюрреалистического движения, со временем между ними возникло множество разногласий. Особенно это касалось "солнечного" периода Магритта, который длился с 1943 по 1948 год. Эти разногласия помешали Магритту достичь такого же уровня признания, какое получили другие художники-сюрреалисты, поддерживавшие идеи Бретона. В результате уникальный вклад Магритта в сюрреализм и искусство в целом был полностью признан только в его поздние годы и после его смерти.

"Потерянный жокей", 1926 г., частная коллекция
"Потерянный жокей", 1926 г., частная коллекция

Сюрреалисты основывались на работах психоаналитика Зигмунда Фрейда. Некоторые, такие как Жоан Миро, исследовали автоматизм, стремясь создавать работы, исключая сознательный умысел. Другие, например Макс Эрнст и Сальвадор Дали, создавали странные, напоминающие сны образы, которые тревожили зрителя и бросали вызов изобразительной логике. Именно эта форма сюрреализма больше всего привлекала Магритта.

В начале 1920-х годов Магритт познакомился с ведущими фигурами бельгийской группы сюрреалистов, включая Пола Нуже, который был лидером группы, и писателя Камиля Геманса, ставшего впоследствии главным продавцом его работ. Вскоре после этого Магритт создал свою первую самопровозглашённую сюрреалистическую работу "Потерянный жокей". На эту картину оказали сильное влияние Макс Эрнст, чьи коллажи сочетали образы абсолютно иррационально, и итальянский художник Джорджо де Кирико, который нарушал устоявшиеся правила перспективы.

Магритт стремился поставить под сомнение традиционную связь между живописью и объектами, которые она изображает, раскрывая иллюзорную природу искусства.

"Влюблённые", 1928 г., MoMA, Нью-Йорк
"Влюблённые", 1928 г., MoMA, Нью-Йорк

В своей картине "Вероломство образов" Магритт представил детально нарисованную трубку с надписью "Ceci n'est pas une pipe" ("Это не трубка") внизу полотна. Этим он подчеркивал, что изображение — это не реальный объект, а всего лишь его образ, тем самым вызывая у зрителя переосмысление связи между представлением и реальностью.

Работа также побуждала задуматься о произвольной природе связи между языком, объектами и изображениями. "Вероломство образов" стало одной из многих "текстовых" картин, созданных после переезда Магритта в Париж в 1927 году, где он вступил в общение с Андре Бретоном и другими парижскими сюрреалистами, такими как Сальвадор Дали и поэт Поль Элюар. Однако этот продуктивный период в его жизни был прерван экономическим кризисом, охватившим мир после краха фондового рынка в 1929 году. В условиях финансовых трудностей Магритт был вынужден временно оставить живопись и заняться коммерческой работой в Брюсселе.

"Вероломство образов", 1928-1929 гг., Музей искусств округа Лос-Анджелес
"Вероломство образов", 1928-1929 гг., Музей искусств округа Лос-Анджелес

Финансовые трудности сопровождали Магритта на протяжении всей его жизни, заставляя его копировать свои самые успешные работы, чтобы обеспечить себе средства к существованию. Однако к 1933 году он вернулся к активному творчеству, стремясь находить решения проблем, которые возникали при изображении определённых объектов.

"Состояние человека", 1933 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Состояние человека", 1933 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

В этот период он создал множество произведений, содержащих оптические иллюзии, например, "Состояние человека", где картина в картине нарушает восприятие реальности, или "Репродуцирование запрещено", где человек видит в зеркале не своё лицо, а затылок. Эти изображения, выполненные в безукоризненно натуралистической манере, представляют собой парадоксы и визуальные каламбуры, которые подрывают наше восприятие реальности и заставляют задуматься о природе видимого мира.

"Репродуцирование запрещено", 1937 г., Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
"Репродуцирование запрещено", 1937 г., Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Во время Второй мировой войны Магритт вернулся в Брюссель, где в этот мрачный период создал свои наиболее экспериментальные полотна. Вдохновлённый импрессионистом Огюстом Ренуаром, он обратился к яркому и свободному "солнечному" стилю.

Во время немецкой оккупации художник стремился создавать работы, излучающие оптимизм. Его "культ удовольствия" достиг апогея в 1948 году, когда Магритт начал творить в ярком, карикатурном стиле. Этот период известен как "vache" (что переводится как "коровий"), иронично ссылаясь на фовистов ("дикие звери"). Однако его намеренно грубые и безвкусные картины не были хорошо приняты ни критиками, ни покупателями.

"Голконда", 1953 г., Коллекция Менил, Хьюстон, США
"Голконда", 1953 г., Коллекция Менил, Хьюстон, США

Вскоре Магритт вернулся к более привычному кинематографическому стилю, создавая произведения, в которых все чаще повторялись стандартизированные образы: люди в костюмах, окна и рамы, птицы, облачное небо и луна. Эти элементы стали характерными для его работ, продолжая подрывать восприятие реальности и восхищать зрителей своим уникальным подходом к искусству.

На его полотнах предметы менялись и перекрывали друг друга, как в известной работе "Сын человеческий", где изображение человека с яблоком перед лицом стало иконой сюрреализма. Противоречивые объекты сливались друг с другом, создавая загадочные сцены, как в картинах "Империя Света", где свет и тьма соперничают на холсте.

"Империя света", 1954 г., Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
"Империя света", 1954 г., Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

Во второй половине XX века Магритт продолжал исследовать сходства вещей, вызывая интерес не только у широкой публики, но и у философов, включая Мишеля Фуко. Его техника сочетания несовместимых образов оказала значительное влияние на многих художников 1960-х годов и далее, включая Энди Уорхола, Ричарда Уэнтворта и Роберта Раушенберга.

В последний год своей жизни, в 1967 году, Магритт начал создавать восковые скульптуры, основанные на своих сюрреалистических работах. Однако он умер от рака поджелудочной железы, не успев довести до конца создание бронзовых отливок своих скульптур. Интерес к его произведениям и идеям продолжает расти, утверждая его место в истории искусства как одного из величайших сюрреалистов XX века.

"Счастливый даритель", 1967 г., Музей Икселя, Брюссель
"Счастливый даритель", 1967 г., Музей Икселя, Брюссель

Магритт в своих работах создавал реалистичные сцены, в которых один или несколько элементов не соответствовали остальной картине. Эти изящные образы были задуманы для того, чтобы нарушить предрассудки зрителя и вызвать у него вопросы.

Он часто изображал бытовые предметы, такие как яблоки, трубки, яйца и котелки, придавая им необычные интерпретации. Например, яблоко на его полотнах могло выглядеть как парящий шар в небе, как гигантский предмет, занимающий всю комнату, или как элемент, скрывающий лицо художника. Возвышая эти обычные предметы до мистических символов, Магритт призывал зрителя задуматься над их истинным значением и смыслом.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: