Стиль барокко господствовал в искусстве Европы в XVII–XVIII веках, он охватывал живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр.
Итальянское слово barocco — в своем первом значении – испорченный (например, жемчужина неправильной формы — barocco perola), а также причудливый или даже вычурный.
Барокко — продолжение Ренессанса (эпохи возрождения античных идеалов) и, одновременно, его антитеза.
Появление барокко
История барокко начинается в Италии. Отсчет ведется от позднего Микеланджело.
Иконой стиля стала римская церковь Иль-Джезу, которая строилась в 1568–1584 годах под руководством сначала Джакома да Виньола, а затем Джакома Делла Порта.
Архитектурные формы барокко являются по происхождению ордерными, так как ведут свою историю от античной архитектуры.
В арсенале архитектора барокко те же колонны, фронтоны, карнизы и волюты, но распоряжается он ими совсем по-другому: произвольно комбинирует, изменяет привычные масштаб и пропорции.
Поэтому можно сказать, что барокко – это такой испорченный всякими излишествами Ренессанс.
Русское барокко
В России стиль барокко появился в конце XVII века и в основном проявлялся нарочитом «модном» декоре вполне традиционных русских церквей того времени.
Характер декора и его формы сильно завесили от вкусов конкретных заказчиков, благодаря чему выделяют: нарышкинское барокко , строгановское, голицынское и другие.
Петербургское барокко
В Петербурге, основанном в самом начале XVIII века, стилистически различают раннее барокко (1703–1725), времен Петра I.
Аннинское барокко, от имени Анны Иоанновны, которая правила в 1730–1740 годы.
И зрелое или елизаветинское барокко, которое совпадает с периодом правления дочери Петра I Елизаветы (1741–1762).
Как отличать архитектуру барокко?
Активный фасад — у барочных зданий не бывает плоских фасадов: они всегда выгнутые, вогнутые, с выступающей центральной частью или, наоборот, с выступающими ризалитами.
Глубокая раскреповка карнизов — прием, при котором карниз здания повторяет ломаную форму выступов фасада и его колонн.
Перетекание форм — плавные линии, вдохновленные картушами и волютами.
Обилие декора — богатая лепнина повсюду — в оформлении оконных проемов и интерьеров.
Скульптура — только в архитектуре барокко можно увидеть стоящие рядами статуи на крышах и сидящие на архитектурных деталях фигуры.
Пучки колонн и их неравномерная расстановка на фасадах.
Разобраться в деталях на практике поможет чат-бот экскурсия «Барочная церковь в деталях». С ней вы самостоятельно рассмотрите церковь Симеона и Анны в Петербурге. Узнаете об истории здания и найдете архитектурные детали.