Цель логопедического занятия:повысить интерес родителей к коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми, привлечь к сотрудничеству.
Задачи:
- познакомить родителей с приемами, упражнениями и играми, направленными на развитие речи детей;
- формировать эмоциональный контакт родителей с детьми средней группы;
- научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи;
- способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка, родителя и педагога.
Оборудование: сюжетные картинки «части суток», трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики с водой, счетные палочки, подносы с манной крупой, предметные парные картинки, воздушные шарики с крупами (манка, перловка, гречка, пшено, горох, фасоль), поднос с картинками цветов и тучек, разрезные картинки (4-10 ч.), солнышки с изображением настроения.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-дефектолог (Уч.-дефект.). Ребята, сегодня у нас необычная встреча. А чем она необычна? (Ответы детей).
Давайте вспомним с вами части суток (работа по картинкам). Скажите, как мы можем поприветствовать наших мам и пап? Давайте скажем им «добрый вечер» (приветствие детей).
Уч.-дефект. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в волшебную страну игр и возьмем с собой родителей. Наше путешествие начинается.
Основная часть
Психогимнастика
— Давайте разотрем ладошки до появления теплоты и согреем ими ушки, чтобы они лучше слышали. Еще раз разотрем ладошки и согреем губки и щечки, чтобы лучше разговаривали. А теперь улыбнитесь друг другу и своим родителям.
Дыхательная гимнастика
— Я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику:
Мы надуем обе щечки — это хомячок.
А теперь их обе сдуем — это барсучок.
Со слоненком пьем водицу: у — у — у.
На лошадке быстро мчимся: цок — цок — цок!
— А теперь поиграют родители.
Задание 1: подуть в трубочку на воду, чтобы получились легкие волны.
Задание 2: подуть в трубочку на воду, чтобы получился шторм.)
— Ребята, посмотрите, у ваших мам и пап все получилось. Вы рады за них? (Ответы детей).
Артикуляционная гимнастика
Уч.-дефект. Нашему язычку сегодня надо много разговаривать. Давайте сделаем для него гимнастику.
Для детей: «красим губки», «часики», «футбол», «качели», «маляр», «лопаточка».
Для родителей: «толстушки-худышки», «индюк», «лошадка», «качели», «киска сердится», «спрячь конфетку».
Уч.-дефект. Ребята, мы с вами уже умеем правильно произносить звуки речи. Давайте покажем, как мы это делаем. Мамы и папы каждому из вас поставят оценку, как будущим первоклассникам.
(Родители, слушая своего ребенка, берут на подносе за правильность ответа цветок, за ошибку — тучку.)
Уч.-дефект. А помогут нам правильно произносить звуки наши пальчики (дети одновременно произносят звуки речи и показывают пальчиками движения).
Игра «Произнеси и покажи»
«С» — с показом работы насоса,
«З» — комар летит,
«Ц» — кузнечик играет на скрипке,
«Ш» — клюв шипящего гуся,
«Ж» — полет жука,
«Ч» — стук вагонов поезда,
«Л» — самолет летит,
«ЛЬ» — колокольчик звенит,
«Р» — когти злого тигра.
Уч.-дефект. Ребята, вы молодцы. У ваших родителей картинки только с цветочками.
Пальчиковая разминка
Уч.-дефект. А теперь я предлагаю вам и родителям поиграть с пальчиками.
Для детей: выкладывание из счетных палочек — стул, домик, мальчик, девочка, солнышко.
Для родителей: рисование по манке пальцем того, что выкладывают дети.
Уч.-дефект. Ребята, давайте покажем родителям, как мы умеем отдыхать.
Физкультминутка: «Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох.
Дети машут указательным пальцем, показывают корону над головой и круг руками перед собой.
И делал каждый день зарядку.
Дети выполняют рывки руками перед собой.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался.
Он руки к небу поднимал
За солнышко хватался.
Дети выполняют движения по тексту.
Уч.-дефект. А теперь давайте посмотрим, как отдыхают родители.
(Родители выходят в круг и выполняют движения по тексту за педагогом.)
Физкультминутка «Мухомор»
Мухомор на тонкой ножке
Стоять на одной ноге, поджав другую, руки на поясе.
Вырос на лесной дорожке.
Руки вверх над головой и опустить вниз, разводя в стороны.
Ждет прихода грибников.
Повороты в стороны с показом рукой козырька.
Кто сорвать его готов?
Пожимание плечами.
Знают грибники прекрасно:
Указательным пальцем правой руки помахать перед собой.
Мухоморы есть опасно!
Круговые движения рукой по животу и отталкивание обеих ладошек от себя.
Уч.-дефект. Ребята, как вы думаете, родители справляются с нашими заданиями? (Ответы детей).
Грамматические упражнения
Уч.-дефект. Ребята, давайте с вами поиграем с картинками. Мы знаем много игровых упражнений. Покажем родителям, как мы умеем играть.
Упражнение «Назови маленький предмет»
(Учитель-дефектолог показывает детям парные картинки с большими и маленькими предметными картинками. Называет большой предмет, а дети называют маленький).
Уч.-дефект. Молодцы. А теперь поиграем вместе с родителями.
Упражнение «Назови, чего нет?»
Для детей: образование Р.п. ед.ч. существительных (батон, кукла, курица, машина, ведро, дерево, петух, карандаш).
Для родителей: образование Р.п. мн.ч. существительных (рыбы, лягушки, книги, деревья, окна, столы, тетради, коровы).
Уч.-дефект. Молодцы. Мы дружная команда.
Игры на развитие мыслительных операций
Игра «Определи на ощупь»
Уч.-дефект. Ребята, а теперь давайте посмотрим с вами, как родители умеют на ощупь определять, что мы спрятали в воздушных шариках?
(На столах лежат воздушные шарики, наполненные разной крупой: манка, перловка, гречка, пшено, горох, фасоль. Родители определяют на ощупь, какая крупа в шариках).
Игра «Собери картинку»
Уч.-дефект. Ребята, давайте в следующем задании устроим соревнование: кто быстрее соберет разрезную картинку.
Для детей: разрезные картинки из 4-6 частей.
Для родителей: разрезные картинки из 8-10 частей.
Уч.-дефект. Молодцы. У нас ничья, победила дружба.
Итог логопедического занятия
Рефлексия
Уч.-дефект. Ребята, как вы думаете, мы смогли сегодня научить родителей всему тому, что мы умеем сами? (Ответы детей).
Уч.-дефект. Давайте скажем спасибо вашим родителям за интересное занятие и подарим наше настроение.
(Дети подходят к столу и выбирают картинку солнышка с настроением: грустным или веселым. Сделав выбор, дети дарят солнышко родителям.)
Уч.-дефект. Молодцы. Мне было приятно сегодня работать с вами и вашими родителями. Спасибо.