Найти тему
Книжный имаджинариум

Как писатель Шарль Моррас стал лидером французских националистов

Оглавление

Про скандально известного политика и писателя Шарля Морраса можно сказать, перефразируя известную фразу, что он стал жертвой победителей, пишущих историю.

Другие заметят, что он выбрал не ту сторону в жестокой европейской схватке периода Второй мировой Войны и незадолго до ее начала.

Между тем, он был талантливым писателем, прекрасным полемистом, глубоко верующим католиком и горячим патриотом своей Родины, искавшим выход из безнадежной ситуации, сложившейся во Франции в период правления генерала Петена.

Один из важных вопросов, который Шарль Моррас задавал французскому обществу, касался ответственности интеллигенции за духовный кризис, ослабивший нацию в канун великих потрясений.

Моррас в юные годы

Шарль Моррас родился в 1868 году в Провансе, в деревушке Мартиг (департамент Буш-дю-Рон), расположившейся на острове в устье Роны. Предки по отцовской линии будущего известного политика и писателя занимались сборами налогов.

Мартиг в наши дни
Мартиг в наши дни
  • Семья относилась к довольно зажиточному слою мелкой буржуазии, поэтому Моррас с детства лучше разговаривал на французском языке, чем на родном провансальском. Лишь перебравшись в Париж и став членом землячества «Фелибриж», он хорошо овладел провансальским языком.
  • Отец Морраса слыл либералом и атеистом, мать – набожной католичкой. Из двух противоположных душевных стремлений в мальчике победила пламенная вера в верховного Творца после того, как в 1873 году скончался отец и Моррас оказался в католическом коллеже в Эксе.

В данном учебном заведении давали превосходное образование даже тем, кто не собирался посвящать свою жизнь служению Богу. Здесь обучались юные отпрыски провинциальных элит, которых нарекли «белыми Юга» (blancs du Midi) из-за их монархических пристрастий и страстной католической веры. Их врагами были «красные» последователи Французской революции, куда входили социалисты, бонапартисты и обычные либералы. Своей любимой героиней «белые» считали святую мученицу Жанну д’Арк, отдавшую жизнь за свободу Франции, которой ныне угрожает смертельная опасность со стороны носителей идей Просвещения и революционного братства.

  • Немалый повод для таких идей дали пришедшие вскоре к власти левые радикалы. Закон Ферри о светском образовании разогнал монашеские ордены и конфисковал церковное имущество.
  • Хотя в зрелом возрасте Моррас утратил былую веру в мистическую связь монарха и Бога, он стал убежденным роялистом путем «рационального убеждения».
Шарль Моррас в учебные годы
Шарль Моррас в учебные годы
  • Моррас превосходно учился в лицее, быстро освоив большие запасы греческой и латинской мысли, классическую философию и втайне изучал современных ему запрещенных авторов, таких как Золя, Бодлер и создатель «революционной теократии» социалист Ламенне.
  • Моррас не хотел становиться священником после окончания лицея. Он думал стать моряком, но в 1884 году, в возрасте 14 лет, полностью потерял слух. Поэтому для него оказалось закрытым не только мореходство, но и продолжение обучения в университете.

Тем не менее, в 1885 году во время учебы в журнале «Анналы христианской философии» выходит труд молодого исследователя, посвященный крупнейшему средневековому схоласту, ученому и теологу Фоме Аквинскому. Данное сочинение получило лестную оценку католической церкви, что позволило Моррасу триумфально переехать в Париж и стать талантливым журналистом, пишущим актуальные статьи для различных изданий. Отсутствие диплома о высшем образовании ничуть не смущало юношу, уверенного в себе благодаря обширному познанию во многих областях научных знаний, начиная с филологии и палеонтологии и заканчивая «русским романом».

Моррас и национализм

В это время Моррас увлекается учением Конта и позитивистской философией.

  • Согласно позитивизму, во главе угла стоит рациональное познание, индуцирующее опыт. Благодаря фактам, с которыми должна оперировать любая наука, возможна проверка на истинность любой метафизической гипотезы.
  • Моррас органично вписал позитивизм в свои размышления о политике, выработав собственное воззрение, которое назвал «организующим эмпиризмом».

Он освоил труды отцов консерватизма, таких как де Местр и Бональд, и увлекся идеей децентрализации французских регионов.

  • Особенно высокую роль в истории Франции Моррас приписывал родному краю – Провансу. Именно провансальцы были для Морраса носителями античного духа, потомками греческих колонистов, некогда прибывших на юг Франции и основавших Массилию (нынешний Марсель). Вблизи родной деревушки Морраса Мартиг были найдены останки эллинов, что укрепило его почвенный патриотизм и здоровый национализм.
  • В противовес гипотезе Гобино, считавшей белокурых рыцарей-германцев, прибывших во Францию, представителями высшей расы, а потомков кельтов, представлявших «латинскую расу» - вторичным элементом, Моррас полагал, что, несмотря на неоспоримое влияние «крови» на формирование нации, следует также учитывать дополнительные, но не менее важные факторы: родной язык, климат, религию, искусство, нравы и обычаи. Объединение данных элементов в одно целое составляет цивилизацию, которую Моррас, в отличие от немецких соседей, не отделял от культуры.
  • Именно с данным обстоятельством связана нелюбовь Морраса к доктрине Руссо, мечтавшего вернуть человечество в доцивилизационный период его развития, когда нравы людей не были испорчены плодами технического прогресса и научной рациональности.
Французский писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Французский писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778)

В 1892 году Моррас сблизился с известным писателем Анатолем Франсом, который также высоко ценил античность и с недоверием относился к современной эпохе господства либерализма и ручного парламентаризма, управляемого могущественными масонами.

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (1844-1924)
Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (1844-1924)

Несмотря на то, что позже Франс стал противником консерватизма и национализма, а после Первой Мировой войны и вовсе стал симпатизировать коммунистам, Моррас хвалил творчество бывшего товарища, призывая коллег отделять искусство от политики.

Дело Дрейфуса

Поссорило Морраса с Анатолем Франсом дело Дрейфуса.

  • Европа приближалась к мировой бойне и Моррас повсюду ощущал дух грядущих боев за мировое господство. Поездка на первые Олимпийские игры в Афины в качестве журналиста «Газет де Франс» и наблюдение за противостоянием разных атлетов открыло для Морраса мир политического реализма и античной эстетики. Эллинская традиция и римский экспансионизм соединились в представлении Морраса прямой линией с Классицизмом Версаля времен абсолютизма.
Церемония открытия первых Олимпийских игр в Афинах (1896 год)
Церемония открытия первых Олимпийских игр в Афинах (1896 год)
  • Позже в своих статьях он напишет, что в наступающий «железный век» требуется увеличивать армию и выработать новую национальную идеологию, а не гордиться научным прогрессом и сопутствующими ему достижениями.

Пацифизм служит интересам соседних стран, ускоренно выпускающих линкоры, а не самой Франции, погрязшей в гражданских войнах из-за антисоциальной политики, проводимой правительством радикалов.

  • Точкой отчета для зарождения гражданской войны Моррас считал дело Дрейфуса. Обвиненный в шпионаже в пользу Германии капитан Альфред Дрейфус позже, с помощью влиятельных банкирских покровителей, добился пересмотра приговора военного трибунала.
Французский офицер Альфред Дрейфус (1859 -1935)
Французский офицер Альфред Дрейфус (1859 -1935)
  • Свидетель обвинения по делу Дрейфуса, полковник Анри, был арестован министром обороны Кавеньяком за дачу ложных показаний и покончил с собой в тюрьме. Предполагаемого шпиона, аристократа Эстергази, оправдали на суде, а Золя, написавшего гневный памфлет «Я обвиняю» в защиту Дрейфуса, осудили за клевету.
Автор памфлета «Я обвиняю» Эмиль Золя
Автор памфлета «Я обвиняю» Эмиль Золя
  • Новый военный суд признал виновность Дрейфуса, но его оправдал глава государства Эмиль Лубе.
  • Моррас, пристально следивший за судебным процессом, написал в статье «Первая кровь», что самоубийство полковника Анри может свидетельствовать о безграничном отчаянии патриота Франции, который не подделал, а переписал тайный документ, обнародование которого могло бы привести к войне между могущественными странами. Для Морраса вопрос состоял не в том, виновен ли в преступлении капитан Дрейфус или нет, а в состоявшемся факте наглой атаки на представителей армии жалких журналистов, подкупленных иностранным и внутренним капиталом. За дело Дрейфуса сполна расплатилась французская армия на полях грядущих сражений, когда по воле радикалов внутреннее противостояние привело к ослаблению государства и контролю над армией со стороны иностранных агентов влияния.

Виновником раздувания пожара вокруг дела Дрейфуса Моррас считал Англию, финансово подпитывающую местную левую прессу, которая проводила яростную компанию по дискредитации армии в глазах французских граждан.

  • Не следует забывать, что защитники Дрейфуса были запятнаны Панамским скандалом, стоившим Франции убытка в полмиллиарда франков, а статья Золя «Я обвиняю» вышла в главном рупоре Панамского синдиката – газете «Орор». Поэтому излишнее недоверие Морраса и многих французов к тайным финансовым группам имело под собой веское основание.

Аксьон франсез

На правом спектре политических партий Франции после дела Дрейфуса и неудачной попытки переворота генерала Буланже наметился глубокий кризис. После распада «Лиги французского отечества» Моррас и два его молодых единомышленника, Пюжо и Вожуа, основали организацию Аксьон франсез (Action Francaise).

  • В своей программе движение ставило наведение в стране порядка после продолжительного демократического хаоса. Верховная власть во Франции должна быть передана королю, наделенному диктаторскими полномочиями. При этом провозглашался курс на политическую и экономическую децентрализацию, гарантировались свободы церкви, университетам и профессиональным организациям. Ограничивается вмешательство государства во все области, кроме тех, где требуется его авторитет. Вместо мнимых конституционных прав и свобод, свойственных нестабильной республике, вводятся фактические свободы и гарантии для всех категорий жителей Франции.
  • Компактная профессиональная армия приходит на смену республиканской, основанной на всеобщей воинской повинности.
  • Основную опасность для жизнедеятельности общества Моррас, как истинный консерватор, видел в хорошо организованной и мотивированной «финансовой банде», хорошо ему знакомой по делу Дрейфуса. Она, по мнению Морраса, состояла из протестантов, евреев и масонов, которые провозгласили своим орудием деньги. Но у денег, говорил Моррас, нет отечества.
  • Истоком заразных идей обозначенных врагов Франции Моррас считал движения Романтизма и Реформации, приведших к Революции и разрушению старого порядка. Мишле, Шатобриан, мадам де Сталь, Ламартин и, в первую очередь, Руссо стали главными противниками в глазах Морраса для блага французского государства. Руссо, по мнению Морраса, придумал образ человека-монстра в виде помеси дикаря, преступника и сумасшедшего. Дух протестантизма, который Руссо пересадил из Женевы во Францию, отрицал заслуги монархии, благотворил ненавистную республику и индивидуализм личности.
  • Индивидуализм, считал Моррас, оказывается союзником этатизма, вездесущего государства-Левиафана. Человек, минуя посреднические инстанции, представляющие местные органы власти, церковь и семью, остается один на один с государством, которое вмешивается в его частную жизнь и стремится стать единственным посредником между человеком и обществом. Индивидуалисты - это «рантье», не желающие работать, иметь детей, а только заниматься спекуляцией. Они по своей природе - плутократы.
  • Идею о сходстве государства с семьей Моррас заимствовал у консервативного социолога и любимца русского государственного деятеля и правоведа Константина Победоносцева - Ле Пле. Гражданское общество, состоящее из общин, коммун, профессиональных организаций, предшествовало государству. На долю государства оставались функции регулирования родов, а не индивидуумов. Оно в идеале должно состоять из небольшой армии и аппарата чиновников. Все остальные объединения людей, по мнению Морраса, действуют самостоятельно, образуя многообразные цветущие коллективы.
Французский мыслитель и социолог Ле Пле (1806-1882)
Французский мыслитель и социолог Ле Пле (1806-1882)
  • Моррас, объявивший себя сторонником Классицизма, считал, что настоящая свобода отличается от «либеральной» тем, что имеет определенные границы, тогда как первая упомянутая свобода – негативная, или свобода отрицания. В Революции, которую провозгласили своим идолом радикалы и различные авантюристы, нет никакого рационализма, а присутствуют ложные выводы и иррационализм. К ложным идеям Революции Моррас относил идею о «естественном человеке» и его естественных правах.
  • Хотя Моррас возглавил «Аксьон франсез», он не считал себя вождем данного политического движения, оставив для себя решение идеологических вопросов. Газетой, которую стала выпускать «Аксьон франсез», руководило несколько человек.
Обложка газеты «Аксьон франсез»
Обложка газеты «Аксьон франсез»
  • Вожуа взял на себя организационные вопросы, Леон Доде был представителем движения в палате депутатов и главным редактором, Пюжо возглавил «молодежный комитет» (Camelots du Roi), состоящий из преданных распространителей газет, которых можно было использовать для оскорбления оппонентов и даже физического воздействия на них. При этом «Аксьон франсез» никогда не прибегала к террору, чем не могли похвастаться представители левых движений.
Члены «Аксьон франсез»
Члены «Аксьон франсез»
  • Движение спонсировала католическая церковь, аристократия и буржуазия. В 20-е годы к «Аксьон франсез» примкнула «золотая молодежь», которая любила вступать в столкновение с анархистами и социалистами. В разные годы с движением сотрудничали Дрие де Рошель, позже остановившийся на фашизме, а также Робер Бразиллак и философ Жак Маритен, крупнейший представитель неотомизма.
Митинг «Аксьон франсез»
Митинг «Аксьон франсез»
  • «Аксьон франсез» вместе с Моррасом ввели в политический лексикон понятие «интегрального национализма», опирающегося на традиционную, наследственную, антипарламентскую и децентрализованную монархию и отвечающего всем требованиям национализма. Франция не способна жить при демократическом строе. Его нет, как считал Моррас, ни в Англии, где правит аристократия, ни в США, где руководит плутократия, ни в любой другой стране мира.

Моррас был убежден, что у Франции нет друзей, поэтому ей необходимо готовиться к грядущей войне. С момента начала Первой мировой войны большинство членов «Аксьон франсез» отправились на фронт.

Шарль Моррас за работой
Шарль Моррас за работой
  • На время после войны приходится пик популярности «Аксьон франсез». Моррас консультировал правительство Пуанкаре, а «Аксьон франсез» перестала быть оппозиционной партией и перешла к сотрудничеству с консерваторами.
  • Во время Второй Мировой войны Моррас поддержал правительство маршала Петэна, заключившего вынужденное перемирие с властями III Рейха. Противники Морраса из бывшего «Национального фронта», а также коммунисты и сторонники де Голля не простили Моррасу его бескомпромиссность и обличающие статьи 20-х и 30-х годов.

Морраса обвинили в сотрудничестве с немцами и приговорили к пожизненному заключению. Лишь тяжелая болезнь в начале 50-х годов поспособствовала получению Моррасом помилования.

«Интегральный национализм», не найдя поддержки на родине, был частично воспроизведен в Португалии Салазаром и в Испании Франко.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!