Каждую вторую субботу июля в России отмечается День московского транспорта. В этом году вторая суббота приходится на 13 июля, так что с праздником! Днем образования столичного транспорта считается 7 июля 1872 года. Именно в этот день в Москве на свой первый маршрут вышла конка. Кстати, конка — это прижившееся на века разговорное сокращение конно-железной городской дороги, ставшей прообразом современного трамвая.
На самом деле общественный транспорт в столице появился гораздо раньше. Уже в XVI веке осенью, с окончанием полевых работ, крестьяне приезжали в город и занимались частным извозом. Да, они исполняли роль современного такси, но ведь это тоже одна из форм общественного транспорта. Сначала их называли зимниками или кашниками. Но со временем, когда извоз превратился в профессию, за ними закрепилось хорошо известное до сих пор понятие извозчика.
К середине XIX века в Москве было организовано регулярное движение повозок по определенным маршрутам. Такие экипажи назывались линейками, ленеями или катками. Как правило, они были рассчитаны на 6-8 пассажиров, которые сидели в ряд на скамейке спиной друг к другу и ехали боком. Но горожанам они не слишком пришлись по вкусу. Грязные извозчики и повозки, измученные лошади и скудное количество маршрутов (сначала их было всего 5, за четверть века их число увеличилось лишь до 10) не понравились пассажирам. Они по-прежнему чаще пользовались извозчиками, которых к тому времени в Москве насчитывалось уже порядка 19 тыс. И это примерно на 400-450 тыс. всего населения города.
В итоге к 1864 году был разработан проект конно-железной городской дороги, или конного трамвая. Лишь в 1872 году к открытию Политехнической выставки 25 июня (7 июля по новому стилю) в Москве был пущен первый экипаж конки. Обычно экипажи конки были одноэтажными и крытыми, но встречались также открытые экипажи и двухэтажные, называвшиеся империалом. Наверху могли ездить только мужчины. Считалось, что дамам было неприлично подниматься верх по узкой лестнице. Просуществовали конки в Москве вплоть до 1912 года, когда их окончательно вытеснили трамваи.
Первые московские трамваи, появившиеся в 1886 году, были паровыми. Они могли перевозить примерно 20 сидячих пассажиров, еще несколько могли ехать стоя. В темное время суток салоны освещались свечными фонарями. Электрические трамваи появились в 1899 году и изначально были производства бельгийской компании Falkenried и чешской Ringhoffer. По тем временам они развивали очень высокую скорость до 25 км/ч и были гораздо быстрее как конок, так и частных извозчиков.
На остановках трамвая появились специальные крытые павильоны со скамейками, где пассажиры могли присесть в ожидании транспорта и иногда прикупить чего-нибудь в небольшой лавочке. Один из таких павильонов сохранился до сих пор, признан объектом культурного наследия, используется по назначению и называется «Остановка «Красностуденческий проезд». Правда, установлен он был не в XIX веке, а в 30-е годы XX века.
С 1909 года на маршруты стали выходить отечественные вагоны производства Путиловского завода. Самыми популярными были вагоны серии «Ф», которые прозвали фонарными из-за расположенных в районе крыши больших прожекторов. После революции трамвай становится в Москве самым популярным видом транспорта, общая протяженность трамвайных путей в городе достигает 323 км.
В 1936 году на маршрутах стали появляться первые металлические вагоны М-38. Ими стали заменять устаревшие к тому моменту вагоны серий «Ф» и «БФ». Сначала при трамвайном парке им. Щепетильникова в Москве было создано специальное конструкторское бюро, которое выполнило эскизные проекты четырехосных моторных и прицепных вагонов. Опытные образцы не имели собственного названия и были прозваны «голубыми вагонами» просто по цвету окраски. Теперь фраза из песни Крокодила Гены «голубой вагон бежит, качается» приобретает немного другой смысл, не так ли? По итогам опытной эксплуатации было принято решение начать серийное производство на Мытищинском вагоностроительном заводе. Так продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной, а после ее окончания завод сосредоточился на выпуске вагонов для метро.
К концу XX века развитие трамвайного сообщения в Москве значительно замедлилось, а в самом начале XXI и вовсе стало приходить в упадок. Все больше жителей города стали пересаживаться на личные автомобили, а трамвайные пути мешали не слишком хорошо продуманной организации дорожного движения и хаосу в наземном общественном транспорте. И это при населении, согласно переписи, ок. 11 млн человек. Фактически же, с учетом внутренних и внешних мигрантов, — до 17 млн.
Новую жизнь в московские трамваи вдохнули 10-е годы XXI века. Упорядочивание дорожного движения в целом и наземного общественного транспорта в частности, строительство новых дорог и развязок, станций метро позволило многим жителям пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт. Не последнюю роль сыграла и забота об экологии. Все это позволило не только сохранить трамвайные маршруты, но и увеличить протяженность сети. Кроме того, появились новые комфортные низкопольные составы, передвигаться в которых удобно даже очень пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
Читайте также:
10 июля — День Николы Тесла
3 июля — День ГАИ
15 мая — Международный день семей
Средний россиянин не может купить автомобиль в кредит
Широкое внедрение электромобилей снизит выбросы парниковых газов