Вопрос, вынесенный в заголовок, конечно, провокационный: ну кто добровольно причислит себя к обычным, рядовым людям? Всем хочется думать, что он такой уникальный, единственный, особенный. И думать так - правильно!
И все же, среди уникальных и единственных людей есть супер-уникальные. Совершенно нестандартные, разрывающие шаблоны. Вот им-то как раз трудно укладываться в шаблоны, в которые с раннего детства нас всех пытаются "запихнуть".
👉 Не высовывайся! Будь как все! - Эту установку на жизнь мы получаем еще в детстве. Детский сад, потом школа стараются «подравнять» каждого ребенка под среднестатистический стандарт. Ведь типовые показатели отслеживать легче, не видя за ними индивидуальные характеры, живые росточки будущих необычных судеб…
"Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей"
Для многих людей книга психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей», изданная в 1989 году, на самом краешке благополучного «усредненного» десятилетия (расцвет «эпохи застоя» с ее тотальной стандартизацией всего и вся) оказалась настоящим откровением. Дверью в тайный мир души, о котором знать никому не положено. Оказалось, что миллионы людей задавливали, заглушали, выкорчевывали из себя все, что шло в разрез с шаблоном. Ломали в себе и своих детях все нестандартное, особенное, отличающее от других. В чести были коллективистские ценности. Критерием правильного воспитания являлась принадлежность к социальной группе и четкое следование правилам жизни в рамках этой социальной группы.
В детском саду хороший ребенок – это послушный ребенок. Ребенок, идеально вписывающийся в придуманный для типовых детей режим. Строго по расписанию сел на горшок, лег в кроватку на тихом часе и честно проспал положенные полтора часа дневного сна, оделся за отведенные для этой целей группе пять минут и влился в строй розовощеких веселых карапузов, с энтузиазмом марширующих на прогулку.
В школе - продолжение стандартного «маршрута»: будь добр отсидеть положенные 45 минут, спину держи прямо, не выкрикивай с места, отвечай, когда спросят. Ну и так далее, вы помните…
Нестандартные школьные годы
Не всем детям повезло так, как мне. Мне в школьные годы «досталось» целых два педагога с нестандартным подходом к детям. Физик и учительница литературы, подменявшая нашего постоянного учителя.
Физик Владимир Евгеньевич был уникальным человеком, который все время разрывал шаблоны. Помню, как в начале восьмого класса он, загадочно улыбаясь, поздравил нас с тем, что отныне наши портфели полегчают на 550 грамм – столько весил учебник физики, который можно было больше не носить на уроки.
На каждом уроке он рисовал на доске причудливые схемы, и мы вместе с ним открывали один закон физики за другим, четко следуя за логикой его рассуждений, предвосхищая появление очередной линии на доске, смысл которой был понятен всем ученикам.
Это непередаваемое словами восхищение от собственной догадки, к которой тебя тактично и умело подвели. Еще мы придумывали сказки о физических явлениях (помню до сих пор, что я сочиняла сказку об агрегатных состояниях воды, которая превращалась то в лед, то в пар). А еще нас делили на творческие пятерки, в которых оказывались ребята с разными способностями - и практики, которые хорошо выполняли опыты руками, и теоретики, которые хорошо делали расчеты и измерения, и один аналитик, который собирал весь опыт с целями и результатами воедино, создавал творческий кейс и презентовал его перед классом. А еще именно от нашего физика мы узнали, что такое софистика и научились распознавать ее в реальной жизни. Если коротко, то софистика - это прием, когда из двух верных по отдельности тезисов делается неверное умозаключение, вывод. Классический пример софистики: "Мужчина - это человек. Женщина - не мужчина. Значит, женщина - не человек".
В общем, на уроки физики мы шли, как на праздник. И, кстати, в свободное от уроков время наш прекрасный физик помогал писать кандидатскую диссертацию по литературе своей жене. Он был очень разносторонне талантливым человеком.
А учительница литературы научила меня эту самую литературу не ненавидеть, а помогла полюбить и захотеть впустить в себя поток чужих мыслей, чувств, ассоциаций. Я приходила к ней домой, и она давала мне почитать книги «не по программе» - литературную критику, мемуары, биографии и дневники великих писателей. До си пор помню это огромное упоение – узнавать, что чувствовали, о чем думали великие люди.
А вот на уроках литературы с нашим обычным, «стандартным», учителем я всегда разрывала шаблоны сама. Например, рассказывала у доски стихотворение полностью, а не отрывок из него, который задали выучить наизусть. Мне казалось диким «убрать» несколько строф, которые и подводили к кульминации стихотворения, которая должна была прозвучать вслух у доски. Поначалу эта моя привычка вызывала недоумение у учителя, мол, выскочка, выпендривается, хочет показать себя. Потом он смирился, даже стал ставить мое «рвение» в пример одноклассникам. А я старалась не ради пятерки. Точнее, я вообще не старалась. А просто пыталась донести всю полноту красоты поэтического произведения до слушателей. И мне было абсолютно все равно, если в классе кто-то смеялся. Впрочем, смеялись только первый раз. От неожиданности. Думали, что я перепутала, что учить наизусть. А потом привыкли. И слушали с интересом.
И одноклассники не раз мне говорили, что я не такая, как все.
Трудно ли быть не как все?
Наверное, каждый нешаблонно мыслящий и живущий человек может вспомнить примеры из собственного детства и юности, когда его считали «белой вороной», пытались заклевать, поднять на смех. Когда его пытались приструнить, загнать в рамки.
👉 Но если ему удалось пройти этот «шлюз инаковости» в детстве, он испытал неимоверное ощущение внутренней свободы, когда можно доверять только внутреннему «барометру», собственным ощущениям, принципам, наконец, собственной интуиции и собственной совести. Когда можно выстраивать логику дальнейших жизненных событий исходя из собственных критериев красоты, правды и смысла.
Нестандартный человек всегда берет на себя больше, чем другие. Не от жадности, а просто потому, что личность не заканчивается за пределами тела – это все то, что человек вобрал в себя, его духовный и культурный код, то, чем он готов поделиться с другими. Нестандартный человек – это нетривиальная жизнь и непростая судьба. Но это собственный выбор человека, который хочет жить за пределами шаблонов. Или даже так: не может жить в РАМКАХ шаблонов.
Это совершенно не обязательно головокружительные и полные испытаний путешествия и приключения в духе Федора Конюхова. Это может быть "путешествие" в мир философских умозаключений (как известно, великий философ Иммануил Кант не выезжал из Кёнингсберга в течение 50 лет – с 1754 по 1804 год, до самой смерти). Или растворение в мире математических формул (многие помнят, что чудаковатый российский математик Григорий Перельман отказался от Премии тысячелетия размером в миллион долларов, которая была присуждена ему за доказательство теоремы Пуанкаре).
Это может быть жизнь на разрыв аорты, на обнаженном нерве, на эмоциях, которые поддерживаются в высшей точке экзальтации с помощью психотропных препаратов – так жил Владимир Семенович Высоцкий, и это был его осознанный выбор. «Я не люблю, когда наполовину» - это его кредо, полутонов в жизни он не признавал. Жил яростно и честно.
Каждый человек – нестандартная личность
Если рассматривать личность человека как неповторимую целостную систему (как предлагал это делать американский психолог Абрахам Маслоу, автор знаменитой Пирамиды потребностей Маслоу), причем не заранее заданную и навсегда застывшую систему, то каждый человек является нестандартной личностью. Единственной и неповторимой личностью в мире.
Кого-то понимание этого радует, помогает расширить личные задачи, активнее двигаться к Мечте, а кого-то – пугает, заставляет прочнее держаться за общепринятые догмы, правила и стереотипы, ведь таким подчеркнутым стремлением держаться за «что-то общее» человек создает себе иллюзию устойчивости в стремительно меняющемся мире.
«Скованные одной цепью, связанные одной целью» - как пел российский рок-певец Вячеслав Бутусов.
Вы сами должны решить для себя – хотите ли вы и дальше быть «человеком одной цепи», или мечтаете разорвать звено, разомкнуть эту цепь и выйти на свободу!
Несколько слов о будущем
Мы все являемся свидетелями взрывного развития Искусственного Интеллекта, который завоевывает себе ниши применения с огромной скоростью. И очень скоро все стандартизированные операции можно будет доверить ИИ и нейросетям.
А что останется человеку? Человеческая ценность сохранится только в том случае, если индивидуум будет чувствовать, мыслить и творить нешаблонно. И создавать Нечто новое и прекрасное силами своего творчества и душевного вдохновения. Именно душевное вдохновение, силу духа просчитать и запрограммировать невозможно.
Уже сейчас за рубежом престижны не технические специальности, не финансовые, а именно творческие, креативные.
👉 Креатив в человеческом, творческом, уникальном, штучном исполнении ценится все дороже. Поэтому очень важно сейчас правильно воспитывать детей и внуков - помогать им преодолевать рамки рутины, ломать шаблоны, придумывать и творить! Становиться Нестандартной Личностью.
🧡 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!