Одарённые дети - дети, которые способны быстро усваивать материал, и имеют способность проводить с ним более сложные операции, без предварительного обучения в объеме, предусмотренном школой или вузом.
Если вспомнить таксономию Блума, то верхним уровнем является "создание" - применение полученных знаний, для создания нового опыта, перед созданием расположен критерий "оценка" - способность делать выводы и строить гипотезы, перед "анализом" находится применение - использование знания в новых ситуациях. Началом всей классификацией и его отправной точкой является - "запоминание" - то есть способность его воспроизвести, этим отличаются лица, которые могут выучить, и сдать тесты или экзамен, но не могут перейти уже на следующий уровень и не могут - "понять" - то есть то есть способность его интерпретировать и понять и поэтому они не смогут применить эти знания, поэтому и родилась пословица, что теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Применение это следующей этап возможностей в таксономии Блума (2001)
Как обычно проявляют себя одарённые дети?
Имеют способности и задатки - то есть речь идёт о специальной одарённости, но сами по себе способности и задатки - не приведут к оценке и созданию (в таксономии Блума) таким образом одарённость детей и специальная и общая это совокупность факторов воспитания, развития, способностей.
Вот, в связи с этим возникает вопрос, если не учитывать "фактор опережающего развития" - одарённость, то одарённость и обученность при наличии способностей, не связанных с опережающим развитием, перспективно как будет отличаться по критерию "создание". Имеющиеся примеры говорят, что иногда и может быть чуть чаще именно опережающее развитие, как условие понимание одарённости не приводит к "созданию", то есть имеются повышенные риски, которые нивелируют одарённость связанную с раним развитием.
Тогда более стабильной перспективно можно считать группу способных к обучению и обученных.
Так почему же одарённые дети не становятся "гениями" - то есть не совершают открытий?
Открытия это работа связанная с анализом, оценкой и созданием а у таких детей, которые выросли, меняется мотивация, и стоимость связей связанных с постижением нового опыта снижается или становиться отрицательной, за счет того, что возникает полярная компенсация, или же возникающие отрицательные связи в ядре подавляют эту компенсацию и это связано может быть часто с расстройством здоровья, потому что подавление отрицательной связью в ядре положительной компенсации всегда приводит к расстройству здоровья в силу конфликта на физиологическом уровне, иногда это связывают с психосоматикой.
Автор: Петров Евгений Анатольевич
Психолог, НЛП КПТ Психоанализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru