Говорят, что когда французский инженер Гюстав Эйфель задумал построить в центре Парижа башню из ажурного метала, многие не верили в такую возможность. А когда построил, сильно ругались, дескать, столица была такой красивой, но пришёл Эйфель и всё испортил своей уродиной.
Однако теперь у жителей планеты Земля ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ на все 100% ассоциируется с Францией, являясь её "визитной карточкой". Как, впрочем, и Останкинская башня, затмившая ШУХОВСКУЮ - российской.
Впрочем, французская-то далеко не самая высокая - при своих 330 метрах она уступает и нашей (540 метров), и японской Tokyo Skytree (634 метра). Не говоря уже про арабскую Бурдж-Халифа (828 метров).
А что бы вы сказали, появись на земле сооружение высотой в 4000 метров - ЧЕТЫРЕ КИЛОМЕТРА? Между тем, в середине 60-х хотели сделать и такое, причём проект разработали в СССР - если точнее, в ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева.
Расчёты производили те же самые люди, которые проектировали Останкинскую башню. А поскольку этот проект удался на славу, авторитет советских инженеров-архитекторов был высок, как никогда.
Япония заказала им нечто новое, ещё более величественное. И команда профессионалов под управлением главного конструктора Николая Васильевича Никитина и ведущего инженера Владимира Ильича Травуша спроектировала четырёхъярусную стальную сетчатую коническую башню с диаметром основания 800 метров. Высота каждого яруса составляла 1000 м.
Было продумано всё - и предельный уровень землетрясений в этой части Японии, и способность противостоять самому жестокому ураганному ветру, и много чего другого.
Не предусмотрели, как всегда, человеческий фактор. Потому что после того как Госстрой СССР отказался отправить Никитина в командировку в Токио, чтобы тот мого руководить работами на месте строительства, японцы задумались - а действительно ли русские готовы взять на себя ответственность за конечный результат. После этого они ещё раз засели за предоставленные нашей стороной чертежи и решили, что им вполне хватит и двухкилометровой высоты. А потом решили обрезать башню и вовсе до 550 метров.
После этого наша сторона решила, что им не доверяют. И отказалась от продолжения сотрудничества. А японцы пришли к выводу, что, имея на руках чертежи, они и сами смогут сделать то же самое.
И затеяли собственный проект небоскрёб X-Seed 4000. Как нетрудно догадаться, цифра указывает на предположительную высоту знания.
Правда, они значительно расширили основание сооружения, увеличив его с 1 до 6 км в диаметре. И если по советскому проекту в башне могло размещаться единовременно до 500 000 человек, то по японскому - до 1 000 000. Знай наших!
Но реализовать эту идею японские инженеры решились только в 1995 году - то есть спустя почти четверть века после того, как не срослось с Советами. Строительная компания «Тасаи Корпорейшн» пообещала сотворить здание будущего, где будут совмещены ультрасовременная жизнь и взаимодействие с природой, и которое станет надёжно защищено от перепадов давления и смены погодных условий по всей высоте здания. Помимо тысяч квартир и офисов в X-Seed 4000 предполагалось разместить развлекательные центры, парки, и леса.
По предварительным расчётам, стоимость этого в ценах 2014 года составляла сущие мелочи - что-то чуть более триллиона долларов. Но почему-то дело опять застопорилось. И на сегодняшний день проект считается остановленным на неопределённый срок. А виноваты, как вы понимаете, снова русские.
Николай Васильевич Никитин (15 декабря 1907 - 3 марта 1973) - советский архитектор, учёный, специалист в области строительных конструкций. Член-корреспондент АСиА СССР, Лауреат Ленинской и Сталинской премий.
Родился в Тобольске, в семье типографского инженера и писаря с бурным революционным прошлым. Закончил Ишимское приходское училище, затем первый класс мужской гимназии.
При Советской власти Никитин поступил на архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института (ныне Томский политехнический университет). Ещё будучи студентом, возглавлял конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчёта типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината.
По окончании вуза был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. И спроектировал первое в стране здание из сборного железобетона - четырёхэтажное общежитие на монолитном фундаменте.
Потом он работал в Новосибирске, создав дерево-гвоздевую большепролётную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо», участвовал в проектировании зданий крайисполкома, жилых комплексов «Дом под часами», «Дом политкаторжан», «Динамо». И в 1932 году спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.
Помните статью ТРАССА КОНДРАТЮКА? Так вот, как раз с Юрием Васильевичем Кондратюком Николай Васильевич Никитин в Крыму разработал проект ветроэлектростанции. Продумали и предусмотрели всё, включая землетрясения и ураганы. Всё, кроме человеческого фактора. Из-за которого проект и "завернули".
Мало кто знает, то это именно Никитин спроектировал все 7 сталинских высоток. И именно он был автором скандально известного проекта Дворца Советов, для строительства которого потребовалось взорвать Храм Христа Спасителя. Причём архитектор всё рассчитал безукоризненно точно, и кабы не война, Дворец непременно возвели бы. А помимо этого, он создал Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве, Мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде и много чего ещё.
Во время Великой Отечественной Никитин разрабатывал конструкции для строительства в условиях военного времени и создавал сборные железобетонных конструкций промышленных зданий.
После войны он работал в институте Моспроект, занимался вопросами гражданского строительства, и в 1957 году выступил с прогнозами дальнейшего развития массового жилищного строительства. А ещё 1958 году начал работу над проектом Останкинской телебашни.
Владимир Ильич Травуш (родился 4 мая 1936) - конструктор-строитель, архитектор, академик и вице-президент РААСН, главный конструктор и заместитель генерального директора ЗАО «Горпроект».
Родился в Днепропетровске, УССР. Прославился как автор более 200 научных трудов и изобретений, более 70 проектов - Останкинская башня, Музей Хо Ши Мина в Ханое, конькобежный центр в Крылатском, Площадь Европы, Мост "Багратион", Башня-2000, Большая ледовая арена для хоккея с шайбой и трасса для бобслея в Сочи, административное здание в Астане, Центральное ядро и другие строящиеся сооружения ММЦД "Москва-Сити", Башня "Миракс-плаза" в Москве, общественно-деловой комплекс "Лахта-Центр", Ахмат Тауэр, Идель Тауэр и пр.
Работал в СУ «Промметаллургстрой» в Темиртау, закончил аспирантуру МИСИ, был старшим инженером, заместителем директора по научной работе, главным конструктор ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева.
В настоящее время является советником при ректорате МГСУ.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!