«Лохматым комсомольцем» Витю Сорокина прозвал Григорий Константинович Орджоникидзе, народный комиссар тяжёлой промышленности, легендарный «товарищ Серго». Нарком явно симпатизировал этому пареньку из Армавира. Как приедет на завод, сразу: «Где этот лохматый комсомолец?»
Вероятно, он углядел в нём такого человека, с каким можно возводить заводы-гиганты, на кого можно положиться. Два идеалиста беспощадной эпохи…
А познакомились они, когда в Первомай 1935 года Виктор Сорокин пригнал в Московский двор Наркомтяжпрома 100-тысячный «Газик». Там, во дворе, начальство попыталось оттеснить бойкого комсомольца от товарища Серго. Но разве такого оттеснишь?
В Нижний Новгород Виктор Сорокин стремился целенаправленно — на строительство Автозавода. Пообвыкся, выучился на арматурщика, сколотил ударную комсомольскую бригаду-коммуну. В ту пору часто пользовались лексиконом Гражданской войны: не рабочий, а боец-трудоармеец; не работать, а биться и драться. Ну а труд — ударный. И сегодня труд арматурщика нелёгок, а тогда… А бытовые условия? В общежитии грязь, на обед порой одна вобла без хлеба (радость: яблоки на стройку привезли!), баню за два года строительства Автозавода так и не наладили. Но Виктор Сорокин горел мечтой выпускать новые советские автомобили и зажигал своей мечтой других. Его бригада — лучшая на строительстве.
Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова (будущий Горьковский автозавод) выпустил свой первый автомобиль, полуторатонный грузовик НАЗ-АА 29 января 1932 года. Торжественное событие обошло Виктора Сорокина, в тот момент служившего срочную в РККА. Но в мыслях было одно: после увольнения в запас, на завод!
Сорокину доверяют сложный и дорогой универсально-расточной станок швейцарской фирмы SIP. Едва освоил, как его мобилизовали на возведение второй очереди Автозавода. В первую смену Виктор Сорокин — токарь-расточник, во вторую — арматурщик. И наоборот. На всё хватает сил и энергии.
Одному из первых автозаводцев Виктору Петровичу Сорокину в 1934 году вручают Орден Ленина. У местного партийного руководства на бойкого и сообразительного 26-летнего парня появляются виды. Виктор Петрович даёт план, возглавляет заводскую комсомольскую организацию и даже руководит местным аэроклубом. В апреле 1936 года Сорокина делегируют на 10‑й съезд ВЛКСМ, а затем он становится членом бюро ЦК ВЛКСМ. Прощай, город Горький! Теперь он — номенклатура высшего звена. Персональный автомобиль, квартира №165 в знаменитом московском «Доме на набережной». У 1-го секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Васильевича Косарева квартира № 209 в том же доме.
Троцкий назвал Косарева «морально-разложившимся субъектом, злоупотреблявшим в личных целях своим высоким положением». Если верить Троцкому, весь аппарат был вожаку под стать: «золотая молодёжь» советского термидора. Но мы-то уже успели узнать Виктора Сорокина!
Механизм политических репрессий оказался беспощаден и к моральным разложенцам, и к идеалистам. Косарева арестовывают 29 ноября 1938 года, Сорокина – 5 декабря 1938 года. Косарева расстреляют. Сорокина, как пособника, 15 августа 1939 года Особым Совещанием НКВД СССР осудят на 8 лет.
Колыма. Лагерь в 700 км от Магадана. Золотой прииск. Но и здесь Сорокин верен себе. Когда до заключённых дошла весть о нападении Германии, вызывается организовать ударную бригаду, работающую сверх нормы в Фонд обороны. Какова была реакция лагерного начальства? Запретить! Впрочем, за ударный труд Сорокина в сентябре 1945 года расконвоировали. На Колыме судьба свела его с будущей женой Ольгой Петровной, воспитывавшей двух дочерей. Родились ещё мальчик и две девочки. В сентябре 1947 года, когда срок наказания истёк, семья перебирается в Магадан.
В 1954 году удалось подать прошение о реабилитации. 6 ноября 1954-го Военной коллегией Верховного Суда СССР В.П. Сорокин был полностью реабилитирован. Ему возвращают партбилет, зачисляют на Высшие партийные курсы при ЦК КПСС, дают квартиру в Москве, предлагают хорошую должность в министерстве. А он уезжает в Горький, не желает оставаться в памяти автозаводцев «врагом народа».
На Горьковском автозаводе работает сначала заместителем начальника прессового корпуса, а с 1963 года до выхода на пенсию в октябре 1972 г. – замначальника экспериментального учебного цеха. Но и в пенсионерах Виктору Петровичу не сидится. Он председательствует в областном совете ветеранов комсомола, напутствует молодёжь. Наверное, в душе он так и остался «лохматым комсомольцем». Болел за общее дело, радовался успехам предприятия, которому отдал столько сил.
Примерьте на себя такую судьбу – выдержали бы? В 1978 году местная комсомольская организация вдруг решила вручить Виктору Петровичу Сорокину… комсомольский билет. Интересно, с каким чувством он принимал этот нежданный подарок?