Всем читателям знаком этот момент, когда читаешь роман, а внутренний Станиславский кричит "не верю!". Как же строится повествование, которое держит интерес и продолжает впечатлять читателя до самого конца? Повествование, которое убеждает в реальности происходящего, независимо от того, насколько фантастические описываются события? Рассказываю о методе масштабирования на примере мистической приключенческой книги «Катрина: Меч зари».
Метод масштабирования впечатлений работает вдолгую, расставляет "координаты восприятия" на протяжении всей книги и призван закрепить в читательском восприятии контрольные точки нормальности, чтобы в дальнейшем сюжетные "ненормальности" воспринималась в сопоставлении и вызывали правильную эмоциональную оценку.
Схожий метод используется в кинодраматургии, а вот в литературных школах о нем не рассказывают. Лучше всего он работает в фантастических жанрах при использовании стилистики реализма, а также в драмах, триллерах и катастрофах.
Координаты нормальности
Как и в методе "экспозиция" сначала история заземляется, рассказывается нечто обычное, обрисовывающее художественный мир. Не рандомное и не обязательно описательное, а вполне действенное и сюжетно-оправданное. Главное, нам нужна точка эмоционального отсчета, то есть некий ноль, нейтраль в нашей истории. Тут появляется пространство для игры с бдительностью читателя, откуда всё и понесётся.
Пример 1. В мистическом романе «Катрина: Меч зари» леди Астрид Сандерленд узнает о медиуме из Лаймхаус на светском ужине в непринужденной обстановке воскресного жаркого, в кругу обычных людей, в сцене, заполненной историческими деталями от манеры общения, до блюд на столе и упоминания социодемографических тонкостей Лондонских районов.
И вот происходит сеанс прорицания за свечой в темной комнате, и тут уже немного растет масштаб необычности. Мы еще не знаем, что волк в овечьей шкуре здесь сама Кровавая Астрид из Арля под личиной Леди Сандерленд, и думаем, что что-то странное произойдет с ней, а не будет учинено ею уже во второй главе. А потом случаются босховские зарисовки видений вампирского апокалипсиса, разоблачение, бегство и переход завязки на основной сюжет с Триумвиратом стражей в третьей главе, где общество бессмертных лордоков предстаёт в резком контрасте на фоне тихой жизни английских семей. Тут уже их инфернальное величие на фоне той самой приземленной нормальности становится ощутимо и осязаемо. Точно так же, как ощутима сила появляющегося впоследствии джентльменского ордена Фонарников, вроде бы обычных мужчин, но умеющих бороться со злом в сравнению с бессилием 16-летней девушки медиума и ее отца, простого-рабочего.
В отличие от метода экспозиции, метод масштабирования не забывает координаты нормальности сразу после завязки, а плавно наращивает обороты до огромных амплитуд, периодически напоминая "что есть норма" чтобы давать читателю помнить, откуда история ушла, насколько меняется состояние персонажа и уровень окружающих ужасов. Он работает не с описанием, а с темой и ракурсом: на чем будет акцентироваться нарратив при возрастании градуса.
Пример 2: на фоне спокойного разговора в трактире у железнодорожной станции, беглецы-герои замечают в книге «Катрина: Меч зари», что незнакомцы попутчики оказываются преследователями, посланцами Триумвирата. Впрочем, может им только кажется? Этого беглецы не знают до конца, пока не покидают трактир и не отправляются на станцию. Там они обнаруживают погоню. Они пугаются, запрыгивают в уходящий поезд, так как они ближе к последнему почтовому вагону, а их преследователи вроде бы отстают.
Это маркер нормы. Отстающие преследователи не могут догнать набирающий обороты поезд, если они люди.
А вот что ненормально, вот где интерес нарастает, вот где появляется нагнетание, триллер и тревога: в следующее мгновение в ночных тенях посланцы Триумвирата начинают нагонять поезд, и беглецы, не веря своим глазам, вынуждены пробиваться в глубь поезда, но двери между последним почтовым вагоном и пассажирским закрывались на ключ, а ключ есть только у проводника. Тем временем, посланцы Триумвирата, запрыгивают в вагон...
Встраивание в структуру книги
Каждые 5-10 глав, восприятие читателя адаптируется к новым условиям и именно поэтому важно сохранять "маркеры", небольшие детали, передышки, помогающие чувствовать, как далеко всё зашло. Вместе с тем, общая откровенность насилия, уровень фантастического, динамика и степень угрозы растут. Поэтому важно иметь действительно крутую сюжетную амплитуду в кривой интереса. А следовательно, масштабирование подчинено структуре произведения. В большинстве случаев подходит классическая трехактная или псевдо-пятиактная структура с мид-поинтом. (Более подробная статья о структуре произведения и кривой интереса здесь).
В заключение
Метод масштабирования эффективен при использовании других художественных решений, направленных на усиление реализма: обширная фактология, поиск художественных параллелей нереального с эмпирическим опытом реального, аутентичность тем и стиля, четкая нарративная концепция.