Обзор польских медиа
🗞(+)Gazeta Wyborcza в статье «Закулисье блокады на границе с Украиной: взятки, поддельные номера, пассивность полиции» рассказывает о протестах польских перевозчиков, которые парализовали польско-украинскую границу в конце прошлого года. Днём протестующие стояли на блокпостах, а ночью некоторые из них помогали украинцам их обходить. За деньги, разумеется. Типично польский подход. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
«Через украинские мессенджеры от участников акции протеста поступали предложения о том, как обойти двухнедельную очередь из грузовиков. «Подъехал польский водитель, заплатил €300-400 евро, и через несколько часов ты уже стоишь прямо под шлагбаумом», - рассказали GW перевозчики.
И всё это под носом у полиции, которая не вмешивалась. Это был конец ноября прошлого года, период так называемого двухнедельного правительства Моравецкого. Потому что кабинет Туска был назначен только 13 декабря.
«В это время сверху поступил негласный приказ ничего не предпринимать в отношении очередей на границе. Вмешиваться только в крайнем случае. Тогда, например, когда украинские перевозчики, раздражённые ожиданием, затевали драку с польскими перевозчиками, блокирующими шлагбаум», - рассказывают полицейские, которых в то время стягивали к границе практически со всей Польши.
Хотя ситуация для польских перевозчиков после нападения России на Украину была плохой или очень плохой в течение многих месяцев, они решили пойти и заблокировать основные пограничные переходы с Украиной только в ноябре, то есть после того, как партия «Право и справедливость» проиграла выборы в Сейм, когда уже было точно известно, что группа Ярослава Качиньского не сохранит власть в стране.
Протестующие требовали отменить льготы на перевозки для украинских компаний, которые были введены в начале 2022 года после российской агрессии. Это, по мнению польских перевозчиков, это испортило рынок.
В ноябре 2023 года на блокадах появились политики, связанные с правым крылом. Их возглавил Рафал Меклер, предприниматель из окрестностей Люблина и владелец компании из Милеюва, занимающейся международными перевозками. 42-летний Меклер - один из лидеров Конфедерации в Люблинском регионе, и до сих пор он выдвигался в качестве кандидата по спискам партии в воеводское собрание, Сейм и Европейский парламент. И всегда безуспешно.
Меклер быстро стал неформальным лидером «Забастовки польских перевозчиков», как называли себя протестующие, которые первоначально блокировали границу в Дорохуске под Хельмом. Это кратчайший путь из Берлина, Варшавы и Люблина в Киев. Затем были парализованы границы в Гребенне под Томашовом-Любельским и в Корчове в Подкарпатском крае - маршруты, ведущие на юг Украины.
В конце ноября ситуация на границах стала выходить из-под контроля. В основном потому, что правительство Матеуша Моравецкого мало что сделало для урегулирования ситуации, оставив кукушкино яйцо для Дональда Туска, своего преемника из коалиции 15 октября.
В конце ноября очередь из грузовиков Дорохуска достигла почти 40 км и начиналась в деревне Столпи перед Хельмом (со стороны Люблина). Протестующие пропускали транспорты с гуманитарной помощью, оружием или топливом и время от времени выпускали из очереди то один, то другой грузовик.
Ситуация в Дорохуске накалялась. На кону стояли: разъяренные, грязные, голодные украинские перевозчики, простоявшие в очереди более двух недель, против организаторов протеста. Поэтому для обеспечения порядка в Люблинском районе практически со всей страны были собраны полицейские из служб профилактики. Они находились там посменно в течение нескольких дней.
Именно во время самых длинных очередей в мессенджерах Viber или Telegram появлялись закрытые группы и предложения на украинском языке обойти двухнедельные очереди. За наличные. Как от организаторов протеста, так и от украинских водителей, которые хотели вырваться из очередей.
«Те украинские водители, которые получали дневную зарплату, карательно стояли в двухнедельной очереди, потому что деньги ещё были. Однако для тех, кто работал на сдельной оплате, такой длительный перерыв в работе был драмой. Они готовы на все, лишь бы вырваться из неё и снова сесть за руль», - говорит наш информатор, предприниматель из Хельмского района, который тоже водит грузовик.
И далее: «Именно поэтому украинцы откликнулись на предложения. Они оставили свои регистрационные номера и марки грузовиков. Через некоторое время, когда темнело, перед ними останавливалась машина с хельмскими номерами и обналичивала деньги, от €300 до $400. Заплатившие водители выстраивались за грузовиком, который беспрепятственно сопровождал фуры несколько десятков километров до самого пограничного барьера, где вы въезжаете в зону перехода. Один раз по главной дороге, один раз по ограждениям, где безопасно, потому что нет ограничений по тоннажу, нет дорожных патрулей и дорожно-транспортной инспекции, так называемых «крокодилов».
Даже когда такую колонну останавливала полиция, полицейские слышали, что она направляется не к границе, а в Хельм на стоянку или в город на заправку. Сама блокада транспортников была организована на перекрёстке перед виадуком, примерно в километре от границы. Блокирующие предприниматели заранее узнали номера оплаченных грузовиков, поэтому пропустили их без проблем.
«Перед въездом на виадук была магическая линия, следы которой остались и сегодня», - показывает на асфальте наш собеседник. «Магическая, потому что водитель грузовика мог видеть зону перехода, но был невидим для работающих там служб. Кроме того, всё происходило между 2 и 4 часами, когда на границе мало что происходит. Водители грузовиков, стоявшие в очереди, перед которыми неожиданно появлялись платные, как правило, не протестовали. Они боялись, что, подняв шум, их могут наказать и передвинуть вглубь очереди. Ведь именно протестующие перевозчики де-факто управляли дорогой».
По словам наших информаторов, почти каждый день от шести до 12 грузовиков обходили очередь таким образом. А это значит, что украинские водители платили им в общей сложности по 10-12 тысяч злотых. Почти каждый день, более или менее, с середины ноября до начала января 2024 года, когда правительство Туска начало разговаривать с протестующими перевозчиками, а перевозчики начали приостанавливать блокаду.
Коррумпированная система обхода блокад действовала не только в Дорохуске, но и в Корчове на Подкарпатье, где заканчивается автострада А4. Там обмен информацией о том, к кому, куда и сколько стоит, происходил в основном в двух группах: «Парковка Корчова» и «Новости границы». Также на украинском языке.
Наш информатор из Хельма хорошо знаком с сообществом перевозчиков в районе. Он на одном дыхании упоминает имена организаторов акции протеста транспортников из Дорохуска. «Среди них есть люди, которые за взятки пропускали грузовики через блокаду», — уверяет он GW, называя конкретное имя. Это один из перевозчиков из окрестностей Хельма.
Но покупка мест в очереди на границу во время протеста перевозчиков - не единственное дело, о котором шумят хельмские предприниматели. Во второй половине ноября 2023 года, в самом начале акции, у самой блокады, среди трёх грузовиков, принадлежащих её организаторам, был относительно новый DAF с украинскими регистрационными номерами, начинающимися с букв АС, приписанный к Волынской области со столицей в Луцке. На нём красовалась надпись с главными требованиями перевозчиков - «восстановление разрешительной системы для украинских перевозчиков». Всё это можно было увидеть в телерепортажах, которые каждый день показывали все новостные каналы: TVN 24, Polsat News и TVP Info.
Волынский DAF удивлял украинских перевозчиков, застрявших в двухнедельной пробке.
Когда уже стемнело, двое из них подошли к белому DAF. Они начали фотографировать, ощупывая регистрационный номер, который оказался картонной имитацией, прикреплённой к бамперу двумя чёрными триптихами. Под ним находился польский номерной знак, начинающийся с букв LCH (Хельмский повят).
Украинцы провели быстрое расследование. Оказалось, что в нескольких километрах от них в длинной очереди стоял почти такой же белый DAF с такими же украинскими номерами.
А почему такая мистика с номерными знаками? У одного из организаторов протеста был белый DAF. В очереди он заметил идентичный автомобиль с украинскими номерами. Он быстро сфотографировал номера, подделал их и поставил на свой трактор, который был припаркован прямо возле блокады. Но молоко быстро скисло, потому что фотографии DAF вместе с описанием обстоятельств быстро попали на электронную почту (stopagresjidrogowej@lu.policja.gov.pl), отслеживающую дорожных пиратов в Люблинском региональном полицейском управлении.
«Дело казалось очевидным: есть фотография, поддельный номер, но комиссар Люблинской дорожной полиции Артур Здыбель начал ныть, что фото размыто, что это, то, это. В общем, он просто пытался отмазаться от дела. Раздосадованный, я написал ему в ответ, что рядом стояли полицейские из отдела профилактики и, как ни странно, не заметили картонного номерного знака и польской голограммы с хельмскими номерами на лобовом стекле», - наш собеседник раздосадован.
Его переписка с комиссаром Здыблом по поводу поддельных номеров длилась четыре дня, с 24 по 27 ноября 2023 года. Странно, но на фотографии от 28 ноября на белом DAF уже не было номерного знака. На бампере осталось пустое место.
Бизнесмен из Хельма рассказал нам об этой истории в конце июня этого года. 2 июля мы спросили пресс-секретаря Люблинского регионального полицейского управления о судьбе полицейского расследования по поводу поддельных номеров.
И события неожиданно ускорились. В среду (3 июля) наш информатор получил электронное письмо из полиции. «В связи с сообщением по электронной почте от 24.11.2023 (...) о подозрении в подделке или использовании украинских номерных знаков AC (...) во время акции протеста работников транспорта в Дорохуске, прошу связаться со мной, чтобы принять заявление о преступлении по этому делу», - написал Войцех Мроз из Хельмского городского отделения полиции. А это значит, что с конца ноября 2023 года до 3 июля 2024 года в деле ничего не происходило, и его сдвинул с мертвой точки только звонок из GW.
«Фальсификация номерных знаков - это преступление, которое карается тюремным заключением сроком до пяти лет. Дело скоро получит финал в суде», - сообщил GW в среду (3 июля) суперинтендант Анджей Фиолек, пресс-секретарь полиции Люблина.
Владельцем белого DAF с хельмскими регистрационными номерами - того самого, с поддельным украинским номерным знаком - является, как подтвердила полиция, местный перевозчик Лукаш Бялаш, владелец небольшой компании по перевозкам в окрестностях Хельма.
Бялаш - один из организаторов акции протеста перевозчиков, блокировавших пограничный переход в Дорохуске. В конце ноября он появился в здании Сейма вместе с лидером Конфедерации Кшиштофом Босаком и Рафалом Меклером, которые обвинили ЕС в том, что он благоволит украинским перевозчикам и убивает польских.
«Он разоблачил некоторые искажения. Мы слышим, что украинским водителям нечего есть, что они страдают от холода. Хочу напомнить, что в каждом грузовике есть стояночный обогреватель. Мы не раз были свидетелями того, как они отцепляют прицепы и едут в магазины. На рынке возле границы полно украинских водителей», - разжигал Меклер антиукраинские настроения, а Бялаш и Босак кивали в знак согласия.
А он продолжал говорить: «Я обращаюсь к средствам массовой информации с призывом представить нашу точку зрения. Мы сталкиваемся с огромным пропагандистским паровым катком со стороны украинских СМИ, которые изображают нас как российских выкормышей, российских агентов».
Польские перевозчики приостановили блокирование границы с Украиной в первой половине января 2024 года, после заявления правительства Туска о начале переговоров в первую очередь с Европейским союзом, который отменил уступки для украинских перевозчиков.
«Как транспортник, я бы оценил действия правительства Моравецкого на минус один, Туска - на ноль, то есть чуть лучше, но мы всё равно ожидаем единицу. По крайней мере. Мы ждём выполнения данных обещаний», - заявил сегодня Рафал Меклер в интервью газете GW.
Я был в Дорохуске в четверг, 27 июня. Во второй половине дня я насчитал 17 грузовиков в очереди на границу, в том числе семь так называемых «шпал». Их водители демонстрировали светоотражающие жилеты на заднем бампере, что означает, что они отдыхают на обочине и их можно легко обогнать. Те, с кем мы беседовали в июне, также рассказывают о том, что во время акций протеста за деньги очереди обходят стороной, в них участвуют «блокадники». «Все об этом знают. Спросите у этого, у того», - Максим, водитель из Кшеменца на Волыни, показывает на десяток или около того грузовиков, стоящих в очереди у шлагбаума в Дорохуске.
Меклер не слышал ни о коррупции среди организаторов блокад, ни о подделке номерных знаков. «Факт, я был организатором протестов, но я всё равно перемещался между Дорохуском, Гребенне и Корчовой. Вы должны знать, что в блокировании участвовало до 800 протестующих», - объясняет он и заверяет, что уверен в своих людях на границе.
Лукаш Бялаш, тот, что из белого DAF, в четверг (4 июля) не отвечал на звонки. Он также не ответил на текстовое сообщение GW.
Представитель Палаты налогового управления в Люблине Михал Дерусь утверждает, что с начала войны движение на границе с Украиной сократилось примерно на 20%. Польские и украинские перевозчики утверждают обратное. По их мнению, после блокады в конце прошлого года украинские дальнобойщики выбрали другие пункты пропуска, например, Румынию. «Там границу легче пересекать», - объясняет Максим, который на этот раз всё же выбрал Дорохуск.
Автор: Яцек Бжушкевич. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: в этом все поляки. Большинство из знакомых мне поляков — очень достойные люди. Но даже у самых отмороженных и русофобски настроенных при словах «Пан, тут есть одна тема…» тут же меняется настроение, появляется заинтересованный взгляд и русофобию как рукой снимает.