Когда человеку под 50 лет и он всю профессиональную жизнь в преподавании, то к каким-то повторяющимся вещам давно пора привыкнуть. Но иногда чувствую: не могу, возмутительно.
В последние дни приняла к себе на обучение нескольких подростков. Как водится, на первом уроке знакомимся, я задаю им интересующие меня вопросы. Хотя именно этих детей я беру на обучение русскому языку, обязательно спрашиваю их о том, читают ли они книги, нравятся ли им уроки литературы, что из пройденного на этих уроках они помнят. Ведь "нечитающих" детей обучать сложнее, в таком учебном процессе есть свои особенности. Например, я столкнулась в этом году с тем, что вполне способная девочка-одиннадцатиклассница не могла подобрать проверочных однокоренных слов ко многим словам. Оказалось, она не знала, что такое "полемика", "дискуссия", "разведчик", "оккупант", "пехота", а слово "привратник" толковала превратно, поэтому писала его как "прЕвратник". С такими детьми на уроках русского нужно проводить больше лексической работы, привлекать тексты для анализа и очень желательно выделять хоть раз в неделю полчаса на "литературу" (а если честно, то просто на смысловое чтение).
Так вот, когда я слушала рассказы подростков об их уроках литературы, то негодовала. Леночка, которая закончила 6 класс ростовской школы, не могла назвать ни одного произведения, ни одного автора. Я знаю школьную программу, поэтому пыталась подсказать - тщетно. Названия некоторые она вспомнила, а имена главных героев, сюжет - нет. Пусто, глухо. Уроки, со слов девочки, проходят так: никто к уроку не готов, поэтому учитель просит учеников читать произведение вслух. Всё. Без обсуждения, без пауз. "Что вы читали последнее?" - спрашиваю. "Не могу сказать. В классе шумно, читают без выражения, я ничего не помню". Леночке ставили в журнал четверки, как и её одноклассникам, но она не может сказать за что. Оценки появлялись сами.
Со слов других учеников, на литературе устраиваются классные часы, проводятся уроки русского, смотрятся фильмы - экранизации литературных произведений, которые потом не обсуждаются. Когда ученику нужна оценка, он перед уроком читает краткое содержание произведения и потом блистает своей осведомленностью, за что получает "5" или "4". Разумеется, эти великолепные "краткие содержания" выветриваются из голов с поразительной скоростью. Ведь с нами остаётся то, что прочитано по-настоящему. Иногда, если сюжет "зацепит", он может остаться в таком виде: "Читали мы грустную историю про одного человека. Не помню, как его звали и где он работал. У него украли плащ, и он умер". (Так школьник описывает историю Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя "Шинель".)
Можно, конечно, всё списывать на нечитающее поколение, но почему-то дети из этого поколения, оказываясь у меня, в конце года помнят сюжеты и детали нескольких произведений, о проблематике которых могут рассуждать и которые могут привлекать для небольших сочинений. Более того, ученики гордятся этими знаниями и любят ими при случае щегольнуть. У кого-то происходит "запуск" самостоятельного чтения, кто-то довольствуется текстами, прочитанными и обсуждёнными на моих уроках. Но эти тексты в памяти детей остаются в целости и сохранности.
Думаю, причина такого положения дел с уроками литературы в средней школе не только в нечитающем поколении, но и в отношении учителей к этим урокам. Ведь даже в слабых классах можно организовать на уроке активное комментированное чтение с рисунками, выписыванием непонятных слов, актуальным обсуждением, мини-сочинениями, с итоговым тестом по прочитанному (а не пересказанному тексту), с игровой работой с деталями текста, с театральной постановкой некоторых эпизодов, с викторинами. Бог с ним, что темп замедлится и не все произведения будут пройдены. Пусть будет изучено 5 произведений, а не 15, но они будут прожиты, прочувствованы, они будут развивать детей. Да, сокращение школьной программы - это нарушение закона и, в принципе, подсудное дело. Я во время работы в школе со сложными классами не боялась таким образом нарушать закон и не слушала своего методиста, который советовал учителям: "Ничего, что дети мало что поняли. Название произведения мелькнуло - мелькнуло. Вы читать задавали - задавали. Всё, ни один родитель к вам не сможет придраться".
Для меня остаётся великой тайной, как можно организовать урок литературы, если ученики знают только краткое содержание рассказа "Толстый и тонкий". Какие вопросы нужно задать по краткому содержанию этого кратчайшего рассказа? Какое сочинение можно написать по краткому содержанию "Капитанской дочки"? Как мои коллеги готовят за два месяца к итоговому сочинению по литературе одиннадцатиклассников, которые не читали ни одного текста полностью? До какой степени нужно профессионально выгореть или не любить учеников, чтобы уроки литературы проходили так, чтобы ученики к концу года не помнили ничего?
О "НЕЧИТАЮЩИХ" ДЕТЯХ И НЕЛЮБЯЩИХ УЧИТЕЛЯХ
5 июля 20245 июл 2024
3
4 мин