- Мамуля, присмотри за Павликом
Если бы мать знала, во что вся история выльется, трижды подумала, прежде чем соглашаться на просьбу сына…
- Ма, меня в командировку отправляют, а у Машки подготовка к защите диплома. Выручай, Пашка под ногами у нее вертится, готовиться не дает.
Максим появлялся у матери крайне редко. Только если что-то нужно было. И это при том, что мать жила всего через две улицы от детей.
Вот и в этот раз, увидев красивый большой автомобиль сына во дворе дома, Анна Семеновна сразу поняла, для визита есть причина.
- Как что, так к матери бежите, а позвонить хотя бы раз в неделю и справиться о здоровье – времени не находите, - скорее по привычке заворчала старая женщина.
Сын и раньше не жаловал ее своим вниманием, а уже женившись и вовсе позабыл. С Машкой, снохой, у нее отношения не задались, потому общались редко.
- А Машкина маманя, что же, значит, отказалась с внуком сидеть? – поинтересовалась с ехидством женщина, - куда-то опять намылилась, поди.
- Елена Владимировна уезжает в санаторий, она еще полгода назад путевку купила, - ответил Максим, недовольный прозорливостью матери.
- Конечно, как что, она то на море, то у нее очередные курсы, то вот, санаторий. Да и вы молодцы. Сначала учатся и карьеру строят, а уж после детей заводить нужно, - женщину было уже не остановить.
- Мамуль, ну ситуация такая. Кто же знал, что меня именно в это время отправят в командировку. Сашка, который должен ехать, заболел. Вот и пришлось срочно искать замену. А за командировки у нас хорошо платят – грех отказываться, - Максим старался найти как можно больше убедительных аргументов в свою пользу.
- Ладно уж, везите, - проворчала женщина, делая вид, что сложившаяся ситуация ее не очень-то радует. Но в глубине души она ликовала. Анна Семеновна любила внука больше всех на свете.
На следующий день Максим с Машкой привезли Павлика к бабушке.
- Анна Семеновна, не разрешайте Павлику есть много мороженого, а газировку с чипсами мы ему вообще не покупаем, - попросила невестка свекровь.
- Разберемся, - буркнула женщина, - и звонить не забывайте.
- Ну, что? Бросили тебя мамка с папкой? Только бабушка тебя любит, больше никому ты не нужен. Прям, сирота при живых родителях, - запричитала бабушка, едва они с внуком остались одни.
- Не, они не бросили, просто я маме мешаю дипломную работу писать, а папа уехал, деловито сообщил шестилетний Павлик.
- Бросили, - вынесла свой вердикт бабушка, - ну да ладно, будем с тобой хозяйничать вместе. В магазин пойдем?
В магазине бабуля набрала полные пакеты разных «вкусностей». Павлик радовался, родители не особо жаловали все эти современные чипсы-газировки, называя их не иначе как гадости.
- Вот, внучек, угощайся. Где ты еще так вкусно покушаешь? Родителям некогда даже с дитем в магазин сходить и поинтересоваться, чего ребенок любит. Понакупят своей травы, а ребенку нормальная еда нужна, чтобы расти, - приговаривала бабуля, глядя как довольный внук уплетает мороженое.
Через полгода Максим и Машка приехали забирать сына домой.
- Не хочу уезжать от бабушки, - рыдал мальчик, прижавшись к бабкиной груди.
- Не плачь, родной, не плачь, сыночка. Бабушка никуда не денется. Приходи ко мне в гости, когда вздумается. На вот тебе денежку, мороженко купишь, - уговаривала бабуля, засовывая внуку в карман красную бумажку.
Тот, увидев деньги, всхлипнул еще пару раз для порядка и успокоился.
- Ма, зачем так много? Ну, дай ему сто рублей, а так баловать не нужно, – Максим возмутился, увидев крупную сумму в кармане сына.
- Мне для внука ничего не жалко. Пусть берет. Вы же ему сроду ничего вкусного сами не купите. У ребенка должны быть свои деньги на карманные расходы. А еще я Павлику телефон купила, чтобы он бабушке в любое время мог позвонить, - довольная собой сообщила женщина.
- Да мы и так планировали Павлику его купить. Ему же в этом году в первый класс. Просто думали взять как раз к первому сентября, - оправдываясь сообщила невестка.
- Лучше бы спасибо сказали, что выручила вас. Ребенок в тепле и заботе рос все это время. Да от вас разве дождешься благодарности, - поджав губы заявила женщина.
- Спасибо, ма. Ты нас и в самом деле выручила, но Павлика не стоит так баловать, и накупать мороженое горами тоже не нужно. Ни к чему это, - отозвался Максим и, взяв сына за руку, пошел к машине.
Уже через несколько дней Павлик просился к бабуле в гости.
- Хочу к бабушке, она меня любит, не то что вы! – рыдал мальчик, когда мать попросила сына убрать за собой игрушки.
- Павлик, - недоумевала мама, - ты же всегда за собой игрушки убирал. Что сейчас произошло?
- Бабушка меня по-настоящему любит, она говорит, что нельзя ребенка заставлять делать то, что он не хочет, - поджав губы заявил Павлик.
- Тебе через несколько месяцев в первый класс, кто же за тобой должен убирать игрушки? Неужели мама с папой? – женщина пыталась договориться с сыном.
- Бабушка же убирала, а она старше тебя, - заявил мальчик.
Жизнь входила в свое привычное русло. Павлик пошел в первый класс. Машка, мама Павлика, после получения диплома устроилась на новую работу. Дома появлялась только к вечеру, даже уроки с сыном не успевала делать. Зато место было перспективным, и впереди маячила новая хорошая должность с более высоким окладом.
Максима, который прекрасно справился с первой в своей жизни командировкой, снова стали отправлять в другой город.
- Мамуль, ты уж помоги Машке. Она приезжает поздно, а ее мать живет далеко, ей совсем не резон до нас кататься. А ты рядом, можешь встречать Павлика из школы, а когда Машка приходит с работы – идти домой, - поделился сын с матерью планами.
- Ладно, кто вам еще поможет, - согласилась женщина.
- Как дела в школе, никто тебя не обижает? Поинтересовалась женщина у внука на следующий день, встречая у школьного крылечка.
- Нормально. Вот только Петька ручку мою новую сломал, а Марк пнул, - пожаловался Павлик плаксивым голосом. Он не стал пояснять, что Петька сломал ручку после того, как Павлик этой самой ручкой несколько раз ткнул его в спину, а Марк дал сдачи.
- Ты уж, сыночка, смотри, не давай себя в обиду. Тебя должны бояться и уважать, - учила бабушка.
Время летело. Павлик учился неохотно, все больше хулиганил, а в старших классах и вовсе взялся прогуливать уроки. К нравоучениям педагогов был глух. Несколько раз в школу вызывали родителей, но те лишь руками разводили, мол, целыми днями на работе – не до школьных проблем сына.
Только к бабушке Павлик еще кое-как прислушивался, но у той был свой взгляд на происходящее.
- Павлик, а ты чего с алгебры-то ушел? – поинтересовалась бабуля, увидев внука на пороге квартиры. Она точно знала, что именно в это время у внука должен быть урок алгебры.
- А зачем она мне? Я же не собираюсь поступать в институт. Таблицу умножения знаю, и хватит мне в жизни этих знаний. А для чего мне эти тангенсы и котангенсы? Что я с ними делать буду? – самоуверенно заявлял внук, уплетая пирожки, только что нажаренные бабушкой, - ба, ты мне лучше денег дай. Те, что ты давала вчера – закончились.
Бабушка потянулась за кошельком. Последнее время внук все чаще забегал к ней в гости не о здоровье справиться, а попросить очередную сумму денег.
После девятого класса Павлик, по настоянию родителей, отнес аттестат в местный техникум. По завершении четырех лет обучения он должен был стать автомехаником.
- Для чего мне это? Я все равно работать по профессии не собираюсь, - заявил парень родителям.
- А кто же тебя, увальня кормить-то будет? Мы с матерью всю жизнь учились, работали, чтобы тебя обеспечить, даже квартиру купили. Осталось профессию получить, чтобы самому на жизнь зарабатывать, - заявил отец.
- Мне бабка денег дает, этого хватает.
- Так ведь и бабушка не вечная, - попыталась вразумить сына мать.
- Вот когда не будет денег, буду думать, где взять.
В начале первого курса парень все же отправился в техникум. Правда, вскоре учителя и однокурсники позабыли, как он выглядит. К концу первого полугодия его отчислили. Техникум – не школа, здесь с отстающими долго не чикаются.
- Твоя мать нашего сына разбаловала, пусть теперь сама его и содержит, - заявила жена мужу.
- Не хочу тебя даже видеть, - грохотал отец, - я тебе купил квартиру, живи в ней как хочешь.
- Да и пожалуйста. Я вам с матерью никогда не нужен был. Вечно у вас то работа, то командировки – с сыном даже погулять некогда. Только бабка мной интересовалась, - заявил Павлик.
- А с бабкой у меня будет отдельный разговор, - пообещал мужчина.
На следующий день все еще сердитый Максим стоял на пороге материной квартиры.
- Мама, я Пашку из дома выгнал, не вздумай ему помогать деньгами, - заявил сын матери.
- Господи, как же ты родное дитя мог за порог выставить? И не совестно тебе? – старая женщина зарыдала в голос.
- А ему не совестно сидеть на шее у родителей? Взрослый парень, из техникума его отчислили, значит пусть идет работать. Так он и работать отказывается. А все ты виновата. Вечно деньги ему давала, он теперь и не считает нужным самому работать. А для чего? Если у тебя можно попросить.
- Ишь ты, нашли крайнюю! Сами всю жизнь в делах-заботах. На сына времени не хватало. Чуть что, так к матери – посиди. Как умела, так и растила. А теперь, оказывается, не так растила! – возмущалась женщина.
- А кто его постоянно деньгами снабжает? Где он отсиживался, когда с уроков сбегал? Кто все его пакости прикрывал? Нужно было пороть его ремнем в детстве, как вы меня с отцом пороли. Рыдал, было больно, но ведь вырос нормальным человеком. Даже не курю. А этот дымит как паровоз, и это в шестнадцать лет! А деньги где берет? Правильно, бабушка дает! – бушевал Максим.
- Так мы с отцом и по командировкам не мотались. Каждые выходные в парк ходили, уроки с тобой сидели до ночи делали. А ты хот раз за все годы спросил, как у твоего сына дела в школе?
К единому мнению Максим с матерью так и не пришли. Каждый винил другого в том, что Павлик не хотел ни работать, ни учиться и в принципе не стремился хоть как-то позаботиться о своем будущем.
Через год новая беда – Павлик связался с компанией таких же лодырей. Они вместе болтались но улицам, наводя страх на соседей, а вскоре и вовсе ограбили ювелирный магазин – захотелось красивой жизни. вот только неопытных воришек быстро повязали.
- Господи, сгубили парня, - рыдала бабушка, - все вы виноваты, денег не давали пацану, из дома выгнали.
- Так ведь ты же у нас добрая, почти всю пенсию на него спускала. Так что деньги у него были всегда, вот только он, ничего не делая, захотел получить больше. За то и поплатился. Ничего, посидит годик-второй, может, смотришь, одумается.
- Изверг, не хочу тебя знать, - крикнула в сердцах мать сыну.
На суде Павлик канючил, мол, его заставили, во всем подельники виноваты.
Ему дадут два года. Все это время бабка ежемесячно будет слать внуку посылки, спуская на них всю пенсию. Все свое имущество она, в обход сына, отпишет внуку. Поможет ли это Павлику встать на ноги после тюрьмы? Слабо верится. А вы как считаете? Делитесь своим мнением в комментариях.