Вандалы оторвали голову скульптуры Девы Марии, рожающую Иисуса. Скульптуру создала австрийская художница Эстер Штраус. Ее цель - критика патриархального образа Марии (подавляющая часть картин и скульптур Богородицы созданы мужчинами). Она изобразила Деву Марию в натуралистическом и кульминационном моменте рождества Иисуса, когда она, полуголая, рожает дитя и испытывает нестерпимую боль, но тем не менее, смотрит вверх - на Бога.
Разумеется, не всем зашел такой образ, поэтому нашлись ревнители, которые решили снести голову "богохульной" скульптуре. Скульптура выставлялась в австрийском Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Линце.
Вандалы проникли в Собор рано утром в понедельник 1 июля. В местной епархии сообщили, что данной работы под названием "Коронация" больше нет на виду. Об инциденте сообщили в полицию.
Иоганн Хинтермайер, епископальный викарий по вопросам образования, искусства и культуры, извинился перед теми, кого оскорбила скульптура, однако он осудил акт насилия и разрушения, назвав его нападением на свободу творчества.
"Коронацию" выставили в Соборе 27 июня в рамках проекта, посвященного роли женщин и гендерному равенству, в честь 100-летия освящения собора. Скульптура отсылает к сюжету Рождества. Художник хотела показать женский взгляд на рождение Иисуса через страдание Марии. Штраус также прокомментировала инцидент с ее работой:
"Для меня это насилие является выражением того факта, что все еще есть люди, которые ставят под сомнение право женщин на собственное тело".
Многие католики обрадовались разрушению скульптуры. К примеру, католик и австрийский активист Александр Чуггуэль отпраздновал в соцсетях уничтожение скульптуры, назвав работу "богохульной". Также он опубликовал у себя послание анонимного вандала:
"Ввиду этой отвратительной и богохульной карикатуры потребовались срочные и решительные действия".
Оценка ситуации
На самом деле странно, что возникла такая реакция со стороны радикалов. Ведь если они верующие, то должны понимать, что такой момент в биографии Марии и Иисуса действительно был. Раз он был, значит априори благороден и священен, потому что связан с божественным процессом - рождением богочеловека.
Думаю, что негативное отношение к таким сюжетам, как и к рассуждениям об Иисусе, который ходил в туалет, являются непоследовательными. Более того, разрушение скульптуры уже является богохульством, так как вандал разрушил образ святой Марии.
Если обратиться к истории католического искусства, то мы найдем множество примеров изображений Марии, где она представлена в натуралистическом образе. Хорошо известны картины, где Мария кормит Иисуса или святых грудью. Они давно стали классическими и не вызывают отторжение. Также есть более жестокие и натуралистические произведения, которые воспринимаются в качестве нормы - картины с распятием, казнью библейских персонажей и т.д.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.