В России – настоящий бум санаторного отдыха, причем клиенты становятся все моложе: теперь стандартному “все включено” в Турции современные 25–30-летние все чаще предпочитают чекапы и терренкуры. О том, каким должен быть инновационный оздоровительный отель сейчас и через десять лет, а также о возможностях России стать велнес-направлением мирового уровня, в интервью ТАСС рассказала генеральный директор сети санаториев «Плаза СПА» в Кисловодске и Железноводске Марина Азарова.
- Бренд «Плаза СПА» – один из флагманов санаторно-курортной сферы. На какие практики вы опирались при его создании?
- Когда мы только начинали, из санаториев в России были представлены в основном только ведомственные, поэтому в нашей стране особо не было примеров для подражания.
Отдых в уникальных природных локациях в балансе с высоким уровнем сервиса – идеология, которую уже 19 лет развивает бренд «Плаза СПА». Став первым инвестиционным проектом на Кавказских Минеральных Водах, сеть медицинских отелей способствовала экономическому развитию региона. Мы опирались на ведущие международные практики медицины и стремились к атмосфере европейского гостеприимства. Это удалось реализовать благодаря масштабной реновации, позволившей санаторию в Кисловодске выйти на новый этап развития в категории 5*.
- Получается, вашим ориентиром было развитие нового формата отдыха?
Нас вдохновляла идея закрепить в сознании гостей новый облик курорта, объединяющего лучшие традиции санаторного отдыха, бальнеологические ресурсы и передовые медицинские технологии.
«Плаза СПА» сегодня – это место силы, красоты и здоровья, и это не только про улучшение физического состояния, но и про ментальную составляющую. Мы стали любимой локацией отдыха для сотен гостей со всей страны. Имея в ядре сильную медицинскую базу, сеть соединяет в себе множество других элементов, которые делают пребывание на курорте целостным и полным впечатлений. Современный формат отдыха и лечения, который развивает «Плаза СПА», меняет представление гостей о санаториях, влюбляя в курорт раз и навсегда.
- Если говорить о современности, какие санатории востребованы сегодня?
- Не секрет, что наши гости имеют большой опыт путешествий и отдыха за рубежом, поэтому они сравнивают российские отели с лучшими иностранными аналогами. Современный центр оздоровления – в нашем случае, санаторий, – применяет интегративный подход к организации отдыха и заботе о здоровье гостей. Он отличается стремлением использовать прогрессивные, прорывные медицинские технологии и персонализированный подход, предоставлять высокий уровень сервиса и качества услуг. И. конечно, работать на основе обратной связи от гостей, чтобы постоянно адаптироваться под клиента и его потребности.
- Давайте немного поразмышляем о будущем. Какими характеристиками должен обладать прогрессивный оздоровительный комплекс, скажем, через 10 лет?
- Полагаю, будущее – за теми компаниями, которые смогут применять высокотехнологичные медицинские продукты и предоставлять услуги, ведущие к значительному улучшению здоровья и качества жизни. С увеличением средней продолжительности жизни станет еще более распространена превентивная медицина. Задача санаториев, мыслящих на глобальную перспективу, – усиливать персонализированный подход и развиваться в направлении превенции, связанной со сменой парадигмы от медицины болезней к медицине здоровья.
В последние годы мы много говорим о внедрении искусственного интеллекта, и отельный бизнес тоже активно подключается к этому. Прогнозируя дальнейшую перспективу развития отрасли, считаю, что будет происходить движение в сторону автоматизации процессов, цифровизации и применения роботизированных систем. Уже сейчас и здравоохранение, и туристический рынок делают в этом направлении уверенные шаги.
- Одна из заметных тенденций последних лет – молодежь едет в санатории. Как вам кажется, с чем это связано?
Мы действительно наблюдаем растущий интерес молодых людей к отдыху в санаториях. Прежде всего, это относится к тем медицинским отелям, которые предлагают современный формат оздоровления, высокий уровень сервиса и атмосферу, не вызывающую ассоциаций с «санаториями из советского прошлого».
Молодой аудитории просто отпускного отдыха недостаточно, их запрос – качественное изменение своего состояния здоровья. В фокусе внимания – услуги медицинской диагностики, процедуры с быстрым и явным эффектом, ментальный велнес, антистресс-программы, эстетическая косметология. При этом они хотят «успеть в отпуск всё» – это когда отдых включает оздоровление, путешествия, развлечения и перезагрузку в целом. Немало среди этой аудитории и гостей с детьми, для которых принципиально важно обеспечить комфортный отдых для всей семьи.
Можно сказать, что сейчас формируется ядро активной целевой аудитории, которая понимает, что такое стратегия управления здоровьем и превентивная медицина. Большое внимание она уделяет профилактике и диагностике, поэтому в медицинские программы «Плаза СПА» включены чекап-исследования с необходимым уровнем вовлеченности.
Еще один близкий молодежи тренд - уделять внимание ментальному благополучию, адаптивности в условиях неопределённости и эффективному восстановлению. Этому способствуют программы санатория с антистресс-ритуалами, аюрведическими практиками, консультациями психолога, аппаратной терапией. Добавляем сюда бальнеологические и климатические факторы курорта, терренкур и йогатерапию – и получаем рецепт ментального здоровья.
- Недавно вы посетили Южную Корею с целью изучения ведущих практик медицины. Поездка была продуктивной?
- В Сеуле наша задача была посетить ключевые клиники и госпитали с целью изучения мирового опыта внедрения медицинских инноваций. В ходе поездки, организованной Центром развития здравоохранения Сколково, мы побывали в Samsung Medical Center, Severance Hospital и SNU Bundang Hospital. Ознакомились с такими новинками, как «умная» клиника, персонализированная концепция сбора данных и управления процессом лечения, цифровая трансформация внутренних процессов. Нам провели сертификационный цикл лекций на базе бизнес-школы Корейского университета по медицинским инновациям. Например, Samsung показал нам новые аппараты УЗИ с применением функций искусственного интеллекта. Этот опыт поможет нам улучшить качественные показатели сервиса и оснащения медицинских центров сети «Плаза СПА».
- То есть ИИ может быть эффективнее «обычного» доктора?
Не совсем, но использовать в качестве помощника – да. Дело в том, что при проведении УЗИ даже опытный врач может допустить ошибку, а функция искусственного интеллекта позволяет не пропустить малейшие детали.
- Что еще удивило вас в Сеуле?
В Южной Корее поражает автоматизация процессов, в клиниках давно ушли от рутины и бумажных носителей. На каждом шагу – высокотехнологичные решения, начиная от входа в здание и заканчивая получением результатов диагностики. Все чекапы проводятся в очень сжатые сроки, буквально за четыре-пять часов, но без потери качества. При необходимости пациента уже на следующий день автоматически записывают к доктору профильной специализации.
Известно, что Южная Корея производит аналоги американского и европейского оборудования, но благодаря высокотехнологичности корейские аппараты представлены по более доступной стоимости.
- Будут ли практики, о которых вы узнали во время этой поездки, применяться в ваших санаториях?
- Мы уже обновили медицинский центр для проведения УЗИ-диагностики, рассматриваем закупку других аппаратов. Планируем обмениваться медицинским опытом с южнокорейскими коллегами, в частности, в области косметологии.
- Какие нововведения планируются в санаториях «Плаза СПА»?
- На базе сети санаториев «Плаза СПА» сформировался персонализированный подход, предполагающий смещение акцента от лечения заболеваний к сверхранней диагностике и концепции prevent-age. Собираемся развивать эти направления.
Главные нововведения у нас за последние несколько лет, в первую очередь, коснулись гостиничного сервиса. Мы переквалифицировали флагманский санаторий в Кисловодске в категорию «пять звезд».
Однако мы не стремимся к узкой специализации и считаем преимуществом развитие нескольких направлений. Некоторые гости приезжают в санатории несколько раз в год, проходя разные программы лечения.
Миссию «Плаза СПА» мы сформировали как помощь в сохранении и восстановлении здоровья гостей, обеспечение качественного сервиса и медицинского обслуживания. Глобально – мы продолжим менять отношение людей к своему здоровью с помощью инструментов prevent age, бальнеологических факторов и пользы природного окружения. Поэтому мы постоянно вводим новшества и пересматриваем процедуры. У нас существует система отчетности, которая показывает, что гостям интересно, а что нет, и методики, начинающие проседать, мы убираем и заменяем новыми.
Развивая формат современного медицинского отеля, мы полностью заменили IT-платформу, запустили собственное мобильное приложение и сейчас работаем над чат-ботом для сбора обратной связи от гостей.
- В каких санаториях вы сами предпочитаете отдыхать? Что вам нравится уже как гостю?
В моей работе важна насмотренность, и я вдохновляюсь идеями и деталями, более углубленно и под другим углом изучаю практику коллег. Я часто езжу за границу с целью медицинского туризма: в Германию, Францию, Италию, Азербайджан. А еще люблю старые, олдскульные истории, например, с английской школой сервиса, в которых даже бумажные салфетки не подают – только тканевые.
Мне принципиально важно сочетание факторов, которые определяют разницу между хорошим и роскошным отелем. Например, наличие уникальной концепции, философии бренда, которая читается в дизайне, сервисе, деталях. Обращаю внимание на соблюдение стандартов в соответствии с заявленной звездностью или концепцией, качество продукта, профессионализм и клиентоориентированность.
За время отдыха мне необходимо перезагрузиться, поэтому ориентируюсь на качественные отели, в которых можно провести полный чекап. Немаловажна гастрономическая составляющая. В конечном итоге все это и создает впечатления, за которыми мы и отправляемся на отдых.
- Как вам кажется, Россия может стать спа-направлением мирового уровня?
- Конечно, и для этого есть все условия. Уже сейчас на Алтае, в Сочи, в Крыму и на Кавказских Минеральных Водах открывается много отелей, и по сервису, и по объемам инвестиций не уступающих ведущих мировым проектам.
Последние годы серьезно изменили мир и привычки, касающиеся отдыха. Большая часть людей теперь нацелена на внутренний туризм и рекреацию внутри страны.
Кавказские Минеральные Воды – один из старейших курортных регионов России. Кисловодск, Железноводск – названия городов говорят сами за себя, а гости уже более двух столетий оздоравливают организм минеральными водами, известными на весь мир. Развитию Кавказских Минеральных Вод сейчас уделяется как никогда большое внимание, происходит улучшение не только туристической, но и городской инфраструктуры.
На этом туристические возможности региона не заканчиваются. Это и терренкуры в самом большом национальном парке Европы, и знаковые достопримечательности курорта, и впечатляющее архитектурное окружение. Атмосфера, созданная в медицинском отеле «Плаза СПА», подчеркивает и приумножает очарование курорта.