«Коллекционирование картин и каллиграфии — дело изящное, но сложное.»
Хо Лу-квонг, сетовал, что множество произведений китайского искусства было утеряно в результате пожаров и войн, вредителей и природных явлений. Но все же, некоторые из них сохранились и сегодня у нас есть возможность любоваться этими артефактами многовековой давности.
Во многом благодарить за это нужно древних китайских ученых, которые, признав важность передачи предметов культуры потомкам, разработали для этого различные способы. Очевидно, что сохранность большого количества традиционных произведений китайского искусства, выполненных на хрупких и недолговечных материалах, можно объяснить усилиями, предпринятыми в прошлом.
Сегодня экспонаты в музеях сталкиваются с теми же проблемами хранения, что и "в старые времена": вредители, хрупкость материала, сырость и плесень - остаются их главными врагами. К счастью, теперь у музейных реставраторов значительно расширился круг возможностей: благодаря современным технологиям они могут варьировать методы хранения, контролировать среду и анализировать данные, для того, чтобы обеспечить стабильные условия.
В этой статье мы поговорим о том, с какими сложностями сталкивались специалисты по сохранению традиционного китайского искусства в прошлом и настоящем времени.
1. Борьба с вредителями - в прошлом и сегодня
Насекомые – давняя, разрушительная и распространенная проблема в случае хранения китайских свитков с каллиграфией и живописью. В прошлом, свитки хранили в скрученном виде, завернутыми в парчовую ткань и сложенными в специальных деревянных ящики из красного или белого сандалового дерева. В ящики так же клали растения с сильным запахом, для отпугивания вредителей - камфору, руту, перец и листья табака.
При таком способе хранения свитки все равно нуждались в регулярном проветривании и осмотре на предмет повреждениями насекомыми и плесенью.
Сегодня в музеях применяется ряд мер по борьбе с вредителями, чтобы свести к минимуму вероятность заражения. В первую очередь это мониторинг и управления окружающей средой: поддержание стабильной влажности и температуры.
Прежде чем попасть в музейное хранилище, новые произведения искусства проходят специальную обработку (фумигацию азотом), а потом помещаются в карантин. В складских помещениях расставлены ловушки для насекомых и их регулярно проверяют специалисты по хранению, чтобы отслеживать ситуацию с вредителями и формировать «стратегии смягчения последствий».
2. Хранение - в прошлом и сегодня
В прошлые времена считали, что осень — лучшее время для проветривания и осмотра свитков, когда погода не слишком жаркая, но еще не слишком холодная.
Если же возникала необходимость разворачивать картины холодной зимой, то рекомендовалось зажигать в помещении небольшой огонь, чтобы «согреть» произведение, ведь замерзание могло сделать его хрупким. Перед скручиванием следовало как следует очистить свиток от пыли, чтобы она не накапливалась и не каменела во время сложенного хранения. Запрещалось хранить ящики со свитками на полу, где их могли настигнуть вредители и сырость.
Согласно современным музейным стандартам, произведения китайской живописи и каллиграфии хранятся упакованными в «бескислотные» материалы музейного класса в специальном хранилище, куда их помещают после обработки азотом и очистки поверхности.
Основное же требование к хранилищу – это поддержание стабильной влажно-температурной окружающей среды, так как именно ее колебания наносят наибольший вред произведениям искусства.
3. Экспозиция – в прошлом и сегодня
В прошлом, картины китайской живописи и каллиграфии служили декоративным украшением домашних интерьеров чиновников, ученых и литераторов.
- Еще при династии Сун, Джао Сигу настаивал на необходимости частой ротации вывешенных произведений искусства (три-пять дней), чтобы поддерживать экспозицию свежей и интересной, избегая при этом накопления пыли или образования плесени из-за высокой влажности¹;
- Вэнь Чжэньхен из династии Мин советовал не рассматривать произведения искусства при свете свечей, чтобы избежать ущерба от пожара или копоти².
В быту использовались различные не хитрые приемы для защиты произведений: например, перед экспозицией свитков часто размещался высокий стол-тумба, чтобы зрители не подходили слишком близко. Во избежание попадания прямых солнечных лучей и пыли, окна затягивали бумагой, а дверные проемы – занавесками.
Сегодня, конечно же, музейные стандарты гораздо более строгие: произведения выставляются в стеклянных боксах, которые защищают не только от пыли и механических повреждений, но и обеспечивают климатический контроль, необходимый бумажным и шелковым свиткам. Для защиты от света, губительного для всех видов графики, стекла дополнительно покрывают UV защитой. Однако все эти меры, все равно, не исключают необходимость ротации произведений и их отдыха в стабильной темноте хранилища.
Так, мы коротко поговорили об основных проблемах с которыми сталкиваются хранители произведений китайского традиционного искусства: живописи и каллиграфии.
Конечно же, в современном мире для такого вида произведений остается место и для украшения интерьеров, как в старые добрые древне-китайски времена. В этом случае для защиты все еще актуальны "бытовые хитрости" китайских ученых - устранение прямых лучей солнечного света, ротация и проветривание свитков и, конечно же, своевременный контроль за насекомыми.
_____
Третья статья из цикла «Нестареющее искусство Китая» составлена по материалам выставки «Seeing Art Anew: Mounting and Conservation of Chinese Painting and Calligraphy» («Видеть искусство по-новому: монтаж и сохранение китайской живописи и калиграфии»), которая проходит в HKMOA (Гонконгский музей искусства) в 2024г.
Эту выставку представители «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» посетили в рамках ознакомления с видами современной экспозиции китайского искусства.
(с) «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» mos.gallery
Автор: В. Рудина
При полном или частичном копировании текста, пожалуйста, помните об авторских правах и не забывайте оставить ссылку на наш канал или название галереи.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следующих статей этого цикла!
Мы так же очень ценим Ваши реакции и комментарии!