В своих последних статьях я не рассказала ещё об одном виде манипуляций, который называется «эффект спящего». Он сложно доказуем, и его истинность не раз подвергалась критике. Но, тем не менее, этот эффект периодически вспоминают, поэтому не лишне будет и нам с вами о нем поговорить.
Впервые этот феномен заметила пара американских ученых, изучавших в 40-х годах влияние американских пропагандистских фильмов на отношение солдат к войне.
Работает он следующим образом: аудитории предоставляется резко негативное эмоционально заряженное сообщение о каком-либо человеке или событии, к которым ранее её отношение было в целом положительным. Да и сам источник, который распространяет эту информацию может не пользоваться у аудитории особым доверием.
Поэтому первая реакция у аудитории будет «Дааа, нееее. Какая-то чушь. Да не может такого быть…».
Но постепенно заброшенные семена начинают прорастать: возникают сомнения, всякие свойственные нам «А вдруг?» и «Дыма без огня не бывает…».
И в итоге к этому человеку или явлению складывается отношение по принципу «То ли он украл, то ли у него украли, но была там какая-то нехорошая история». То есть аудитория начинает верить в то, что первоначально отвергла как недостоверное.
Происходит это потому, что мы сохраняем в памяти наиболее яркие моменты. Поэтому яркое сообщение сохраняется и затмевает прежние установки.
Будьте бдительны и берегите себя :)