Часто в разговоре с мамами особых детей может прозвучать фраза: "У нас произошел откат". Почему это так беспокоит родителей и на сколько тревожным звоночком является откат для ребенка? Обсудим эту тему на нашем примере.
Для тех, кто не в курсе или впервые на канале. У нашего младшего сына Савы синдром Дауна. Ему 14,5 лет . Он закончил 7 класс коррекционной школы.
Начнем с того, что откат, или, если сказать более научным языком, регресс может произойти с любым ребенком. Причин для этого предостаточно. Ведь что такое откат - это возврат к предыдущему этапу развития. Например малыш начинает произносить новые слова и вдруг резко замолкает, или начав пить из чашки, в какой-то момент отказывается от нее и снова требует поильник или бутылочку. Разница в том, что в случае с особыми детками "откат" может произойти не на шаг назад, а на три, пять, десять. Многое зависит от того, почему он произошел. Родителей конечно пугает неизвестность, восстановятся ли ранее приобретенные навыки. Очень часто причинами откатов могут быть проблемы со здоровьем. Приведу простой пример из нашего опыта. Мы довольно рано стали приучать Саву к горшку. Года в два уже стало что-то получаться, мы расслабились, но случился запор, после которого Сава категорически отказался садиться на горшок. Эта проблема затянулась почти на год. Что мы только не пробовали, одних горшков поменяли штук пять, уговоры, игры с куклой, показ и т.д. Но к четырем годам в детский сад он пошел приученным, правда со своим персональным горшком.
А вот другой пример регресса, который мы не можем победить до сих пор. Сава не ест свежие овощи, и практически не ест свежие фрукты и ягоды, хотя прекрасно грыз яблоко и морковку, ел банан и малину. Предполагаю, что причиной отката стали больные зубы. Полезли они у сына практически вовремя, месяцев с восьми. В два года был полный комплект молочных зубов, а еще через пол года они у него "посыпались". Мы лечили кариес, но зубы разрушались, их приходилось удалять. Кушал он жидкую и мягкую пищу, хотя всегда любил мясо, но от морковки и яблок отказался, даже после того , как зубы были вылечены, а потом и сменились на постоянные. Соответственно и другие твердые овощи он есть не стал. В последний год немного сдвинулись его пищевые пристрастия. Яблоки опять появились в рационе. Огурец уговариваю съесть в прикуску с мясом, но надо видеть лицо ребенка, что бы понять, каких усилий ему стоит жевать ненавистный овощ.
Уточню, что пишу я про детей с синдромом Дауна. У ребенка с другим диагнозом откат может происходить по своему. Сложности может добавить двойной диагноз. У детей с синдромом Дауна бывает также и расстройство аутистического спектра. Это сочетание накладывается друг на друга и приводит к значительно большим трудностям. Коррекционная работа будет идти по каждому диагнозу.
Откат в развитии ребенка может наблюдаться сразу по нескольким направлениям: это и нарушение речи, моторных функций, нарушения эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы. Очень часто это происходит тогда, когда нарушается систематичность занятий, и это касается не только коррекционных занятий у специалистов. К сожалению, с маленькими детьми с синдромом Дауна приходится отрабатывать практически все навыки, инициативу они проявляют крайне редко.
Только со временем, когда у них накапливается собственный опыт и знания, они начинают проявлять самостоятельность. На это понадобится не один год. Коррекционные занятия таким детям просто необходимы. Их мозг должен научиться работать и работать правильно, он должен научиться принимать сигналы от тела , обрабатывать их и давать правильную обратную связь. Что бы было понятнее, приведу такой пример. Сава ни как не мог понять, как крутить педали велосипеда. Он одновременно давил обеими ногами на педали, а если получалось и провернуть верхнюю педаль вниз, то второе движение другой ногой все равно не получалось. Сава был маленький, на велотренажере до педалей не доставал, и мы сделали ему свой из маленького двухколесного велосипеда, у которого по бокам есть колесики для равновесия. Под эти колесики положили толстые доски и заднее колесо повисло в воздухе. Теперь можно было свободно крутить педали. Саву садили на велосипед, пристегивали ремешками ноги к педалям, что бы они не соскальзывали и начинали его ногами крутить педали. Сначала все движения за ребенка делали мы, но постепенно у него стали получаться вращательные движения, ноги включились в работу. Невролог объяснила нам, что мы сначала научили работать тело, а потом подключился мозг. Ну по крайне мере я поняла это так. Практически так же мы учили Саву плавать. Отрабатывали движения на диване, а потом пробовали в бассейне. У него очень долго не получалась синхронная работа рук и ног, всегда работало что-то одно. Сейчас сын неплохо плавает, чего не скажешь обо мне.
Стоит отметить и такую причину отката, как нестабильность в окружении. Это может быть смена обстановки, ребенок пошел в детский сад или школу, семья переехала, даже поездка в санаторий может стать триггером отката. Это может проявляться в чрезмерной капризности, как будто ребенок стал маленьким, может нарушаться сон, пропадают давно отточенные навыки, пропадает речь, появляется немотивированное упрямство. Опять приведу в пример Савкино поведение. До школы мы ходили с ним на подготовку, и все меня уверяли, что с таким спокойным и усидчивым мальчиком не будет никаких проблем. Но первая четверть первого класса оказалось стрессовой и для меня, и для учителя, и конечно для Савы. Он ни то что читать, крючки писать разучился. Прятался от учителя под лестницей, закрывался в туалете. Когда после каникул он вдруг начал работать в классе, учительница радовалась больше всех. Всю начальную школу на летних каникулах мы с Савой повторяли пройденный материал, без фанатизма, но регулярно, потому что я уже знала, стоило немного расслабиться, и знания как будто выветривались из его головы. Не все, но появлялись пробелы, после которых новые темы не шли. А как он не любил делать домашнюю работу! В школу всегда шел с удовольствием, но "домашку" тихо ненавидел. Года три ушло на то, что он стал приходить из школы и отчитываться, по какому предмету что задали, и без капризов садиться дома за уроки.
Для себя я давно сделала вывод, никогда не следует опускать руки, надо терпеливо двигаться вперёд. Даже когда ребёнок заболел, оставаясь дома, надо не прекращать занятия. Пусть они будут простыми. Делать и всё! Уменьшить нагрузку, но двигаться вперёд. Пусть я не смогу сделать всё так, как это сделал бы специалист, но зато сын привыкает слушать меня, слышать, что я ему говорю, понимает мои требования. Иногда кажется, что мы делаем, делаем, делаем, а результат не виден. Такие моменты я называю паузами. Это происходит с раннего возраста. Кажется, что он целую вечность поворачивается на бок, но ни как не может повернуться на животик или на спинку. Пыхтит, кряхтит, набирается сил, и вот наконец он это сделал. А мне уже хочется, что бы он встал на четвереньки, мы ходим на массаж, делаем гимнастику, время идет, а результата нет. И вот когда уже лопается терпение, он вдруг и на четвереньки встал, и пополз, и сел. Тоже самое происходит и в познавательной сфере. Мы уже тысячу раз собрали эти пирамидки, а сын все равно одевает колечки не в том порядке или не сортирует по цветам. И вдруг у него это получилось раз, второй, третий. Сколько пауз уже было за это время! Теперь я знаю, чтобы стоять на месте, надо идти, а для того, чтобы двигаться вперёд, надо бежать. Это не мои слова, я даже не помню, где их прочитала. Но они мне нравятся.
Отдельно хочу сказать вот что. Я не суперспециалист, у меня нет педагогического образования, все, что я пишу, наш личный опыт воспитания сына с синдромом Дауна. Что-то я прочитала сама, что-то советовали специалисты. Мы совершали свои ошибки, учились их исправлять, но это не значит, что все, что мы делали, абсолютно правильно и должно быть именно так. Я пишу для того, что бы родители таких же детей знали, что пусть не все, но многое решаемо. Пусть наши дети не станут нормой, но они многого могут достигнуть, главное не опускать руки и верить в себя и в своих детей.