Найти тему
Григорий И.

«Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?»

Григорий Иоффе

Аварии на транспорте бывают разные. Трагические, ужасные и катастрофические. Но бывают и курьезные, и даже забавные. В прошлое лето, гуляя по Стрельне, я сделал вот такой снимок:

-2

Причем, это был не перформанс какой-то, а реальный наезд. Я этот снимок тогда опубликовал, но никто из читателей так и не смог предложить толковую версию случившегося.

Трамвай, который вы видите вверху, к счастью, ни на кого не наехал, и никто при его "расчленении" не пострадал. Очень жалею, что не смог его сфотографировать сам, пришлось воспользоваться фотографиями коллег. Хотя мог. Если бы мы с женой не торопились к стоматологу.

Вышли из нашего дома на Куйбышева, это было примерно без пяти пять дня. А там - парад трамваев! В обе стороны. Героем происшествия стал 3-секционный ретро-трамвай по кличке "Достоевский". Забавно, что в презентации этого трамвая18 октября 2023 года участвовал правнук Федора Достоевского Дмитрий, который с 1976 по 1987 год работал слесарем-электриком и вагоновожатым в трамвайном парке Кировского района.

Скажете, вот докатился род Достоевских! А я вам скажу, что профессия (теперь говорят, к сожалению: водитель трамвая) вагоновожатого в Ленинграде, особенно в блокадные годы, была одной из самых уважаемых. Помню, с какой гордостью рассказывала о своем дяде-вагоновожатом мой первый редактор и учитель в журналистике Софья Давыдовна Коникова.

В нашем детстве стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный" знал каждый уважающий себя ребенок. Все мы ездили на знаменитых трамвайчиках МС-4, выпускавшихся "Красным путиловцем" еще с начала 1930-х годов, и прекрасно представляли себе этого вагоновожатого.

"Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?"

-3

МС-4 и сегодня колесит по трамвайным путям Питера, хотя уже в экскурсионном варианте

Трамвай нашего детства ходил с одним или двумя прицепными вагонами. Трехвагонный стал, видимо, неким символическим прообразом нынешнего "Достоевского". А, кстати, его двухсекционный собрат, по аналогии, может тогда считаться прототипом двухсекционного "Довлатова". Прости меня, Господи! Достоевскому и Довлатову в гробу есть чем гордиться.

Если же говорить о дизайне нового чуда техники, очень, кстати удобного и комфортабельного "Достоевского"-"Довлатова", то прообраз его мы также находим в истории ленинградского трамвая - выпускавшегося с 1958 года на Ленинградском вагоноремонтном заводе под маркой ЛМ-57:

-4

И еще один забавный факт. Первый и единственный экземпляр советского трехсекционного трамвая, который не успели назвать ни "Горьким", ни "Маяковским", ТР-1, был построен в 1988 году на Рижском вагоностроительном заводе. Том самом, который выпускал электрички для всей страны.

-5

В серию этот "экипаж" так и не запустили, а там и СССР развалился, а вместе с ним и Рижский вагонзавод, и знаменитый ВЭФ, выпускавший знаменитые "Спидолы", и все прочие не менее известные предприятия, которые "независимой" Латвии оказались ни к чему.

Вот такая трамвайная история, возникшая в моей голове, когда мы с Любой, вместо "Достоевского", добирались до метро "Горьковская" на "одиннадцатом номере", то бишь пешком.

Около же пострадавшего писательского трамвая, на углу с Мичуринской улицей, что-то обсуждала толпа вагоновожатых, собравшаяся из стоявших по всей улице Куйбышева трамваев. А где-то вдали, со стороны трамвайного парка № 3, что на улице Чапаева, уже светила желтыми огнями аварийка.

Кстати, как сообщили в прессе, причиной аварии якобы стал кусок выбитой из-под рельсов уплотнительной резины. Так у нас было и будет: где прогресс, там и бесхозяйственность, где искусственный интеллект, там и разгильдяйство.

Или не так?

-6