Продолжение. Начало здесь:
Вечером нас навестили арадские друзья: Ира и Артём.
Я привезла Артему книгу, из арсенала букинистов, что то из приключений, что мы так любим в детстве, он был рад.
Ирина, как всегда, выглядела волшебно. Всё - таки наши еврейки, славянские, самые красивые. Ира, русоволосая и зеленоглазая в школе, вся из акварельных полутонов, немного напоминала кошку, пушистую и мягкую. Тем не менее здесь она работала, была мамой двух подростков, успевала везде и при этом была дивно хороша с яркими красными волосами, под стать здешнему солнцу. В те годы красный был в моде.
Мы договорились на следующий день поехать в крепость Массаду, а после пообедать в кафе в Эйн-Бокеке.
До крепости добирались по канатной дороге, виды с высоты чудесные. Стояла жара под 40, а мы и не замечали. Влажность здесь низкая и ты не истекаешь потом по жаре каждой порой своей кожи. Друзья настаивали на необходимости намазать кожу солнцезащитным средством, что они захватили с собой и пить побольше. Но это в Израиле обычное требование. На дворе был апрель, а как же здесь летом? Пустыня вокруг Массады играет всеми оттенками терракотового, коричневого, бежевого.
В крепости-музее можно взять аудио-гид и передвигаясь по маршруту слушать экскурсию. Минус был в том, что гида на русском не было, Ирина переводила нам текст с иврита.
Об истории Массады написано много. И что освободительная война была против Римской империи в 66-73 году нашей эры, и что здесь был последний оплот защитников. Что крепость была значительно укреплена, здесь были дворцы и бани, водосборные системы и бассейны с водой, склады и жилые помещения. Крепость была неприступным и автономным замком в пустыне и могла продержаться долго, очень долго.
Но чтобы хорошо это себе представлять, необходимо воображение. А мне, как назло, в пустыне вокруг словно красок не хватало. Тени рядом практически не было. Жаркий терракотовый в компании с восхитительно голубыми небом над головой и морем на горизонте, заглушал впечатления от рассказов о защитниках крепости.
Крепость обнаружили в 1862, отреставрировали до нынешнего состояния сто лет спустя, что-то немного восстановили, стены достроили и сделали пометки краской, чтобы старую кладку можно было отличить от новодела.
Я уже писала, что Израиль много внимания уделяет историческому наследию на своей территории, оберегает и воскрешает его. И, поэтому, наверное каждый хоть раз хотел бы приехать сюда. В места, где библейские сказания оживают, если воображение позволяет.
Понимание, что здесь царила жизнь и здесь же массово случилась смерть, немного шокировало и заставляло прислушиваться к собственным ощущениям. И - нет. Я не чувствовала, что здесь лишили себя жизни защитники крепости. Солнце и ветер словно разметали остатки трагедии за долгие две тысячи лет. Не было чувства легкой жути, как когда путешествуешь по местам боёв в России.
На Массаде прекрасно чувствуешь себя. Здесь все обустроено для удобства туристов. Мёртвое море за две тысячи лет помельчало и отодвинулось от стен крепости, туристический Эйн-Бокек предлагал не только оздоровление на пляжах и в водах Мёртвого моря, но и исторически интересные места рядом. Словно должен был излечить не только тело, но и душу.
А мы пошли в кафе обедать. Вернулись на побережье в помещение с кондиционерами, чтобы расслабиться, прийти в себя и как следует подкрепиться. Аппетит в крепости нагуляли знатный.
Здесь я увидела, как Артем отдал официанту карту, для расчетов, и сказала, что у нас этого еще нет.
"Будет", ответил он. "Через несколько лет у вас будет все тоже самое".
Он оказался прав. Через шесть лет я получила свою первую банковскую карту, муж на год раньше. И теперь уже как то живем практически без наличных.
Продолжение здесь: