Дорогой кинозритель! Премьера нового фильма Хаяо Миядзаки "Мальчик и Птица" недавно состоялась на онлайн-платформах! Если вы пропустили фильм в прокате, то рекомендую посмотреть и приходить сюда на обсуждение, ведь поговорить очень даже есть о чём. Ну я пока начну)
10 лет назад мастер заявлял, что уходит на пенсию, и выпускал свой последний фильм "Ветер Крепчает" (о котором у меня есть отдельная статья). Слава Богу, что мастер на пенсии заскучал и взялся за новую работу!
7 лет подряд он своими руками вместе с командой художников рисовал кадр за кадром - одна минута фильма в месяц! И ещё три года всё это дорабатывалось! Для этой работы была заново открыта легендарная студия Гибли. Продюсеры не ставили Миядзаки конкретных сроков и не ограничивали бюджет, оплачивая работу команды все эти годы: "РИСУЙ СКОЛЬКО ТЕБЕ НУЖНО". Работа велась без особой рекламной раскрутки. Всего один постер и одно интервью за 10 лет! Бюджет на маркетинг был нулевой, но при этом - рекордные сборы не только в Японии, но и по всему миру. А также Оскар и признание критиков.
Пара слов о сюжете. 1941-й год. Воюющая Япония. Мальчик Махито потерял маму в пожаре после американской бомбардировки Токио. Его отец переезжает из города в посёлок вместе с мальчиком и новой женой - Нацуко, которая является сестрой погибшей мамы Махито. Мальчик не хочет принимать ни новую маму (которая ещё и беременна), ни новое место. Он всё больше уходит в себя и видит серую цаплю, которая начинает его преследовать и зовёт в старую заброшенную башню... Вскоре там же пропадает мачеха Нацуко, и Махито решает найти её и спасти.
Стоит ли говорить, что анимация потрясающая, каждый кадр словно картина, а сюжет одновременно пугающий и добрый - как подобает хорошей мудрой сказке. Мальчика окружает смертельно опасный мир и существа, по которым непонятно, хотят ли они герою помочь или же убить. И честно признаюсь, при просмотре такого непредсказуемого сюжета я и сам стал маленьким: замирал и вздрагивал при каждом повороте сюжета. Вот настоящая магия кино!
Теперь к главному: о чём же нам рассказывает великий Хаяо Миядзаки в своей истории?
Многим зрителям сюжет показался сложным. Потрясный образный ряд не сразу раскрывает нам смысл сказки. Лично у меня трактовка такая:
Махито (биографически напоминающий самого Миядзаки) страдает от жестокости реального мира: война, гибель матери, отношения с мачехой, переезд в новую школу, где новые конфликты с одноклассниками - всё это вместе, как скорлупа, сковывает мальчика в его болезненном мирке. В герое зреет эскапизм, желание спрятаться от реального мира в собственные фантазии.
И желание это проявляется в виде Птицы, серой цапле, которая манит мальчика в иной мир, обещая встречу с мамой. Мальчик борется с этим желанием, но решается пойти в иной мир для спасения пропавшей беременной мачехи.
И там героя встречает прадядя мальчика, создатель воображаемого мира. И не просто принимает мальчика, а даже пытается удержать его, передать ему своё место и власть над иным миром. Здесь у героя выбор - стать преемником прадяди и остаться в фантазии, либо вернуться в реальный жестокий мир?
Отметим, что фантазийный мир, в который приходит мальчик, тоже не слишком-то и светлый. Да, он прекрасен, в нём есть великолепная природа, чудесные существа (Вара-Вары), храбрые героини (юная мама главного героя, владеющая стихией огня и мадам Кирико, лихая мореплавательница, прообраз старушки-няни), но есть и жестокость, умирающие птицы, рыбы, безумные попугаи, населяющие город.
Толпы попугаев - умеющих только есть, кричать и хором голосовать за политического лидера - это явная сатира, насмешка над современным обществом с его людьми-потребителями, которые у Миядзаки противопоставлены людям-мечтателям, людям с огнём в сердце, с чистыми помыслами и развитым воображением.
Однако эти самые толпы попугаев подчиняются фашистскому политическому лидеру, тупому вояке, который в свою очередь подчиняется... мечтателю.
И не простому, а главному мечтателю в этой вселенной - творцу, зашедшему в тупик. Творцу, утратившему силу воображения и опьянённому властью над собственным мирком. Но и в мирок прадяди проникает та самая жестокость, безумие. Фантазия начинает давать трещину. Создатель хорошо это понимает и пытается спасти свой мирок, передав его мальчику, чтобы тот принял власть и восстановил равновесие.
Но Махито отказывается, и мир фантазии Прадяди разрушается на их глазах. Но почему мальчик, у которого столько причин сбежать из реального мира, всё же решил вернуться в него, отказаться от мира грёз?
Возможно, он увидел свою судьбу в судьбе Прадяди. Мальчик уже слышал об этом своём родственнике от няней. Они говорили, что прадядя - тот человек, кто построил башню и уединился в ней, всё больше отрываясь от реального мира и всё больше погружаясь в фантазии, пока наконец не забыл совсем о реальном мире. И что же случилось с ним? Он является мальчику в образе мудреца, короля мира грёз - и даже там он не смог построить нечто совершенное - без насилия, жестокости, без потерь и грусти. Так стоило ли бросать реальный мир, чтобы всё равно упасть в него? Мальчик решил не повторять судьбу прадяди и вышел навстречу реальному миру.
Своим фильмом Миядзаки сообщает нам о том, что нет ничего важнее и прекраснее реальности. Да, в ней есть потери, есть войны и насилие. Порой, он очень жесток к нам. Но попытаться примириться с этой реальностью, а не бежать от неё в фантазии - это значит принять её красоту, добро и свет - всё хорошее, что есть в ней.
И ещё конечно же беречь всё это и смело идти вперёд, несмотря ни на что. И, по Миядзаки, это лучше всех поймут именно дети. Храбрые, умные, с чистыми сердцами - они справятся и сделают реальность лучше.
Тема как будто неожиданная от главного мирового сказочника. Но этот уход от сказки к реальности очень заметен и в других поздних работах мастера. Начиная с "Рыбки Поньо", которая как будто тоже прощается с родным морским миром и всё больше принимает мир людей. И продолжается это в фильме "Ветер Крепчает", где изобретатель самолётов тоже сталкивается с жестокой реальностью и войной. "Мальчик и Птица" в этом смысле развивают борьбу фантазии и реальности и всё больше смещается акцент со сказки.
Спасибо мастеру за этот огромный и великий труд!
А вы уже посмотрели "Мальчик и Птица"? Согласны ли с этой версией или же у вас есть другие мысли или замечания? Пишите в комментариях, всё обсудим)
P.S. На всякий случай оставлю здесь ссылку на статью про Ветер Крепчает, возможно, заинтересуетесь: https://dzen.ru/media/id/667c04a8ce02fc440228f934/kak-ustroen-samyi-lichnyi-multfilm-haiao-miiadzaki-smysl-kartiny-veter-krepchaet-667c8baea3ba720a984624a1