Сегодня поделюсь с тобой мыслями о гении японской анимации Хаяо Миядзаки. Мы знаем его как великого сказочника, захватывающего наше воображение историями о призраках, колдунах, волшебных лесах и небесных замках. Но среди этих историй выделяется одна - совершенно несказочная - под названием "Ветер Крепчает" 2014 года.
В центре сюжета - история реального человека по имени Дзиро Хорикоси(1903–1982) — японского авиаконструктора времён Второй мировой, создателя истребителя Zero A6M. Мы узнаём о его детстве и юности, о его профессиональном становлении, о работе на заводе «Mitsubishi» и о его любви к прекрасной девушке Наоко, которая страдает туберкулёзом.
Фильм, задуманный Миядзаки как прощальный, должен был стать последним в фильмографии мастера, и, к счастью, не стал. Но в чём же особенности этого фильма-прощания? Почему Миядзаки отказался от сказочных миров и обратился к истории реального человека? И чем эта история настолько важна для аниматора?
РАЗОБЛАЧЁННАЯ НОСТАЛЬГИЯ
Обратим внимание на контекст. В фильме перед нами Япония довоенных лет, Миядзаки вглядывается в ту далёкую эпоху и воссоздаёт её. Основан фильм на биографии главного героя, реального Дзиро Хорикоси, а также на повести "Ветер Крепчает" писателя Тацуо Хори.
Но в историю вплетён яркий автобиографический подтекст, Миядзаки как будто экранизирует молодость своих родителей, приоткрывает дверь в прошлое, где другие люди, другой воздух, всё наполнено светом, и ощущается хрупкость этого светлого прошлого, ведь впереди страшная война.
И неслучайно сцена знакомства главного героя с возлюбленной происходит на поезде, который немногим позже сойдёт с рельс из-за землетрясения. Герои останутся целы и невридимы, но дрожь земли здесь является отголоском грядущей войны и бедствий. Вот перед нами родилось прекрасное чувство, молодые люди полюбили друг друга, а земля вокруг дрожит в прямом смысле слова.
"Крепчает ветер - значит, жить старайся" - влюблённые цитируют друг другу стихотворения Поля Валери. Миядзаки позволяет нам остро прочувствовать этот период, и хотя сам он 1941-го года рождения, и рос в совсем другое время. Но мысленно, как мы видим, он возвращается в ту светлую жизнь, над которой крепчает ветер и сгущаются тучи.
Многим из нас знакомо чувство ностальгии по давно ушедшей советской эпохе, в которой наши родители были молоды и прекрасны, и все казалось светлым и добрым. Миядзаки, как видно, испытывал похожие ностальгические чувства по довоенной Японии. Причём сам аниматор всячески отшучивается от автобиографичности истории. Но некоторые детали из жизни и творчества мастера говорят сами за себя.
Например, отец Хаяо руководил заводом по производству деталей для тех самых военных самолётов Zero A6M. А мать Хаяо долгое время страдала туберкулёзом — также, как и невеста Дзиро — прекрасная Наоко. Или, например, персонаж по имени Джованни Капрони — реальная личность, итальянский авиаконструктор, который является Дзиро во снах и наставляет его.
Капронни - очень важная личность не только для Дзиро и для фильма, но и для самого Миядзаки: самолёт Caproni.Ca. 309 Ghibli дал название анимационной студии Миядзаки Studio Ghibli. Но все эти детали - лишь небольшие штрихи одной большой картины. И мы подходим к важнейшему моменту для её целостного понимания.
АНИМАЦИЯ И АВИАЦИЯ
Дело в том, что всё своё детство Миядзаки был окружён самолётами и аэродромами, журналами про самолёты. Все его первые рисунки были связаны с авиацией. Его кумирами были и Дзиро Хорикоси и Джованни Капрони.
Его мечтой было стать авиаконструктором, но, как говорит сам мастер, таланта к этому у него не было. Зато был талант к анимации... Которая, как и авиация, так же может поднять тебя над землёй и отправить в ещё более невероятный и захватывающий полёт.
Авиация, полёты в небо — тема, настолько богато и интересно воплощённая во всех без исключения работах Миядзаки, что можно сказать наверняка, это одна из центральных тем в его творчестве. А фильм «Ветер Крепчает» подытоживает эту тему, показывая историю изобретателя со светлой детской мечтой в сердце, как бы автопортрет самого режиссёра. Этот авиаконструктор просто хочет создать что-то красивое. Но на пороге война, и неизбежно, что эти прекрасные самолёты будут перевозить не пассажиров, а бомбы, не радовать, а сеять смерть и разрушение.
В этом главный драматизм фильма Миядзаки - автор показывает нам раздвоенность собственного восприятия, свой внутренний конфликт. Он, с детства, восхищаясь самолётами, не может не осознавать для чего были сделаны эти красивые машины. Но вот что молодому Дзиро говорит Капрони : «Я предпочитаю мир, в котором есть египетские пирамиды тому, в котором их нет».
Для Дзиро, как и для Капрони в этой фразе скрыто их предназначение — создавать красивые небесные аппараты, конструировать, творить. И несмотря на свою смертоносность, самолёты не перестают быть прекрасным воплощением мечты и полёта человеческой мысли. Так решается внутренний конфликт главного героя. «Крепчает Ветер — Значит, Жить Старайся».
По Миядзаки, каждый человек должен помнить своё предназначение в жизни, несмотря ни на какие трагедии, стараться жить и делать своё дело. В этом и философия фильма, и кредо Миядзаки-сана, который оправдал его своей жизнью и творчеством. Который хотел поставить точку и уйти из режиссуры, но, к счастью остался, и 10 лет спустя создал новый шедевр, о котором мы еще поговорим.