В преддверии экзаменов и по итогам проведенных пробных экзаменов в 2025 году.
Для 9-классников мы проводим пробные ОГЭ по математике и информатике: 2-3 раза в год. Составляется вариант, печатаются бланки, проводится инструктаж, ну и сам экзамен - в незнакомой аудитории, с чужими людьми рядом - как среди сдающих, так и среди наблюдателей и организаторов сложно найти знакомое лицо. Потом эти работы проверяются и публикуется результат. Вот так написали пробный ОГЭ по математике 18 мая:
В общем-то, ничего критичного - 3 довольно уверенные "отлично", несколько четверок (за одну такую четверку прям обидно, всего 1 балла не хватило до пятерки) и троек, три двойки. На двойках имеет смысл остановиться подробнее, пожалуй.
Дело в том, что ОГЭ по математике, во-первых, имеет невероятно мягкие критерии, во-вторых, проверяет знания и по алгебре, и по геометрии в одном экзамене:
Проблема 1. Дети плохо знают геометрию.
Именно на геометрии сыплются многие. Посмотрите на картинку с результатами - из троих ребят с двойками только у "нижнего" всё выглядит беспросветно (да, за пару недель до экзамена насобирать только 6 баллов из 31 - это беспросветно), двое других минимальную планку все-таки осилили, сломавшись как раз на геометрии. "Нижний" из тех, у кого в сумме 9 баллов, геометрию, судя по всему, не знает совершенно - посмотрите, из 8 заданий человек к шести даже не приступал, а с двумя оставшимися не справился. На экзамене будет сложно. "Верхний" из 9-балльников, на мой взгляд, с экзаменом справится - человек даже попытался что-то из второй части по геометрии нарисовать, да и за первую часть брался за каждое задание. Посидит пару вечером над учебником - и получит свою положительную оценку.
К "зоне" риска я бы отнесла еще и самого верхнего из участников: да, там человек на 3 сдал. Но (!) из 8 заданий геометрии были "потроганы" только три. маловато для спокойствия и уверенности.
Еще меня удивила тройка от человека, справившегося с 1,5 задачами по геометрии в части 2 и допустившего кучу ошибок в геометрии части 1. Не та оценка должна быть, ох, не та. Вероятнее всего, здесь подвела невнимательность и/или глупые вычислительные ошибки.
Проблема 2. Дети пишут как попало.
Да, цифры и буквы надо писать по образцу. Да, нормотипичный подросток 15-16 лет способен написать по образцу несколько цифр и свои данные. Нет, возгласы сверхзаботливых родителей о том, что "малыша притесняют" и/или "он(а) у меня такая творческая личность, пусть пишет как хочет" не помогут. Запомните, а лучше запишите: первую часть проверяет компьютер, и этой бездушной машине абсолютно безразлична степень творческой одаренности вашего ребенка (на самом деле, и эксперту-человеку, проверяющему работу, это безразлично тоже, но человеческий фактор обычно играет "за" ребенка). Машине нужна точность, и в ваших силах объяснить своему ребенку, что это - в его интересах. Для ЕГЭ это тоже актуальная проблема, можно в отдельной статье прочесть: Типичные ошибки в заполнении бланков ЕГЭ, на которых школьники теряют баллы.
Кстати, это же касается и второй части, где нужно написать развернутое решение. Чем четче, подробнее и понятнее будет написанное решение, тем больше шансов на высокий балл. Это актуально и для гуманитариев (которым со следующего года хотят сильно срезать возможность получения образования даже на внебюджете - вот здесь, в моем ТГ-канале, подробности и бурное обсуждение): писать нужно так, чтобы проверяющему было удобно, чтобы ваш ответ был структурирован и понятен без дополнительных усилий: вот замечания моего коллеги, преподавателя обществознания по этому поводу -
Проблема 3. Дети пишут откровенные глупости, не читают пояснения, не слушают инструктаж
Ну не бывает в первой части корней в таком виде в ответе, ребята. НЕ БЫВАЕТ. Вам это в школе вбивают, на пробниках повторяют, каждый инструктаж говорят. Что ж вы не слышите-то?
А еще дети как попало используют бланки. Ребята, новый лист на экзамене вам выдадут только тогда, когда ПОЛНОСТЬЮ исписан предыдущий. Причем по делу, а не просто стрелками исписан. Не должно быть пустых мест и подобных художеств:
Проблема 4. Дети пишут глупости ПАФОСНО и уверенные в своей правоте, а малейшее отступление от шаблона ставит их в тупик.
У наших пробников есть важный нюанс - мы НЕ даем никакие справочные материалы, ибо это - зло. Только вдумайтесь - для оценки "3" надо набрать 8 баллов из 31, да еще и с вспомогательным материалами. Это жутко расслабляет 90% людей, и это при том, что для тройки хватит знаний за 7 класс. Я об этом писала (спойлер: получить тройку по математике в 9 классе - элементарно даже 7-класснику-середняку).
Вернемся к пафосным глупостям. Вот они:
На самом деле проблема-то глубокая - человек НЕ ПОНИМАЕТ элементарных вещей. Дело вовсе не в таблице квадратов, а в том, что ребенок не видит путей решений - таблица и всё. Отступление от шаблона становится непреодолимой преградой, без заготовки - тупик.
Не говоря уж про то, что посчитано все равно неверно. И этот же человек не знает, как найти синус угла в 60 градусов - и это тоже грустно. При этих, вообще говоря, критических дырах в понимании, человек экзамен сдал и свой трояк получил.
О дырах:
* Если ученик 9 класса не умеет найти синус угла 60 градусов без таблицы - это дыра. Это простое табличное значение, их вообще-то в школе учить надо, не говоря уж про то, что по тригонометрическому кругу определяется за минуту.
* Вычислить корень из целого числа - тоже не проблема, если не прогулял в школе темы НОК и НОД. 4512 (или любое другое число, которое кажется вам сложным) нужно просто разложить на простые множители, из которых легко соберётся (или НЕ соберётся) полный квадрат. Ну просто же:
4512 : 4 = 1128, а дальше... а всё - Точный квадрат целого числа не может оканчиваться цифрами 2, 3, 7, 8, а также нечётным количеством нулей. ВСЁ. Что из этого сложно? Столбиком поделить 4512 на 4? Или вспомнить свойства полных квадратов?
Проблема 5. Дети делают глупые ошибки в вычислениях. И, опять же, дети НЕ ЗНАЮТ, НЕ ВИДЯТ и НЕ УЧАТ формулы.
Так-то под корнем - полный квадрат, можно вообще дискриминант не считать. А если и считать, то не допускать глупых вычислительных ошибок - 4*9=36, а не 32. Таких и подобных ошибок - море. И проблема снова глубокая - наличие постоянно под рукой справочных материалов расслабляет, люди не учатся думать самостоятельно.
Для ЕГЭ это тоже актуально, я рассказывала еще несколько лет назад:
Типичные ошибки на ЕГЭ из-за невнимательности, на которых школьники теряют баллы (часть 1)
Типичные ошибки на ЕГЭ из-за невнимательности, на которых школьники теряют баллы (часть 2)
Такие дела.
Надеюсь, все, кто допускает подобные ошибки, обратят на них внимание, соберутся на экзамене и выполнят задания как положено - и по смыслу, и по оформлению, а полученные баллы порадуют и детей, и родителей.
✔ Моя визитка
✔ Мой факультет
✔ ЗАДАТЬ ВОПРОС о поступлении
✔ ПОДЕЛИТЬСЯ своим опытом поступления
✔ Мой Телеграм-канал о работе и о личном
✔ Мой YouTube-канал о красивом и путешествиях