Найти в Дзене

Абитуриентам и их родителям: типичные ошибки на ЕГЭ из-за невнимательности, на которых школьники теряют баллы (часть 1)

как избежать ненужных потерь - советы и рекомендации

Не так давно у меня была статья о пользе пробных ЕГЭ. Теперь, когда один такой пробник мы провели, стали очевидны еще некоторые плюсы, а также типичные ошибки школьников, из-за которых ребята теряют баллы даже при правильном решении.

Пробный экзамен. Источник фото: https://vk.com/math_yargu
Пробный экзамен. Источник фото: https://vk.com/math_yargu

Важно:

  • Статья основана на моем опыте проведения пробного #ЕГЭ по математике. Я не претендую на истину в последней инстанции, если ваш опыт отличается от того, о чем написано, или ваш ребенок непогрешим и никогда не допускает ошибок - пожалуйста, не надо никого оскорблять в комментариях. Все люди разные, нервы у всех разные, и то, что какой-то незнакомый вам ребенок волнуется сильнее - не повод никого унижать. Буду банить.
  • Анализ проведен по итогам пробного ЕГЭ по математике профильного уровня. Есть рекомендации относительно других предметов - буду рада их почитать (думаю, не только я). #математика профиль
  • Помните, что пробный экзамен для того и нужен, чтобы ПОПРОБОВАТЬ свои силы и узнать о своих слабостях от независимой комиссии. Разумеется, каждый 11-классник решал задания ЕГЭ и в школе, и дома, и с репетитором или на курсах. Однако незнакомая обстановка, жесткий лимит по времени, посторонние люди вокруг - совершенно иная ситуация.

А теперь перечислю самые распространенные ошибки, которые были выявлены комиссией при проверке заданий и бланков:

  • Дети бывают невнимательны при заполнении бланков. Или плохо слушали инструктаж, или растерялись, или постеснялись спросить и уточнить - из-за этого появляются зачеркивания, исправления и т.д. - на это уходит ценное время и тратятся нервы. Не стесняйтесь переспросить, если что-то неясно - это поможет избежать проблем с исправлением и займет гораздо меньше времени.
Организаторы в аудитории вам обязательно помогут с заполнением, выдадут дополнительный бланк и листы для черновиков.  Источник фото: https://vk.com/math_yargu
Организаторы в аудитории вам обязательно помогут с заполнением, выдадут дополнительный бланк и листы для черновиков. Источник фото: https://vk.com/math_yargu
  • Дети прямо нарушают инструкцию - то ли прослушали, то ли не поняли, то ли еще что-то. Например, вместо того, чтобы оставить поле пустым, как сказал организатор в аудитории, в этом поле что-то рисуют, черкают, штрихуют. Не надо так! Помните, что любые лишние символы недопустимы! Ставя не то и не там, где нужно, вы повышаете риск того, что вашу работу могут проверить неправильно или вообще признать бланк недействительным!
  • Дети допускают ошибки в заполнении бланков ответов. Ребята, если в экзамене по математике сказано, что ответы на задания 1-12 надо написать в бланке номер 1, так их и надо писать в бланке №1. Как бы подробно, правильно и красиво вы не излагали решение задач 1-12 в бланке №2, это никому не нужно - номера 1-12 проверяются автоматически, и если ответа в бланке №1 нет, то и баллы за него не дадут.
  • Дети допускают вычислительные ошибки. Сегодня ситуация такова, что профильную математику идут сдавать мотивированные дети, преимущественно те, кому этот экзамен важен для поступления. И они готовятся как можно лучше написать экзамен, уделяют много времени подготовке, ходят на курсы, к репетиторам и т.д., причем в большинстве случаев подготовка нацелена на решение сложной части - задач с развернутым ответом (13-19). При этом зачастую к заданиям 1-12 относятся с некоторой небрежностью, а зря. По статистике, из 12 так называемых простых задач школьник решает правильно 9-10. Причем вполне мог бы решить и все 12, если бы проверил себя и не "косячил" в вычислениях, не путал проценты и доли, не ошибался в сотых и тысячных, верно округлял, правильно делил столбиком, читал внимательно условие задачи (особенно это касается задач на вероятность). Помните, потерять баллы на заданиях 1-12 - легко, а вот восполнить их будет куда сложнее - придется правильно, развернуто и аргументированно решить как минимум на 1 задачу из 13-19 больше.
  • Дети пишут крайне мало текста, не дают аргументированного обоснования в задачах 13-19. Нужно помнить, что каждый переход должен быть объяснен - по какой теореме это получилось, каким свойством логарифма вы пользовались, обосновывать выбор корня, принадлежащего указанному промежутку, неравенством и комментариями. Помните, что одно найденное подбором решение не гарантирует отсутствие других по умолчанию, этот вывод обязательно нуждается в разъяснении. Не бойтесь написать много слов - лучше подробно обосновать даже то, что кажется простым, чем потерять 2-3 первичных балла из-за недостаточной аргументации.
  • Дети используют только черновик - не переписывают в бланк ответов решения и ответы. Как по мне, так черновики на математике нужны только для вычислений в заданиях 1-12, ибо в этих заданиях важен лишь верный ответ. Для задач 13-19 черновик особо не нужен, потому что подробное обоснованное решение придется расписывать и в бланке №2. Проще не тратить время на писанину в черновиках и сразу аккуратно решать в бланке №2 - и времени сэкономите, и риска упустить что-то важное при переписывании не будет.

На этом перечень самых распространенных ошибок, которых легко избежать, я хотела закончить. Однако 29 февраля мы проводили разбор решений, а заодно и немного поговорили об ошибках. Продолжение будет вот в этой статье: типичные ошибки из-за невнимательности на ЕГЭ, на которых школьники теряют баллы (часть 2).

P. S. Другие мои статьи для абитуриентов и их родителей - в специальной подборке или по тегу #советы абитуриентам и их родителям