1. Проверка домашнего задания. На доске записаны слова из упражнений 54-55: глуш_, плач_, брош_, борщ_, помощ_, калач_, тиш_, скрипач_, дрож_, плащ_, этаж_. Дети выходят к доске, определяют склонения существительных и вставляют, где нужно Ь.
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний. Откройте таблицу на стр. 15.
- Какие окончания бывают у существительных 1-го склонения в Родительном, Дательном и Предложном падежах? (-ы, -и, -е).
- Какие окончания бывают у существительных 2-го склонения в Предложном падеже? (-е).
- Какие окончания у существительных 3-го склонения в Дательном и Предложном падежах? (-и).
Составим таблицу в тетради:
3. Отработка темы урока. Пользуясь этой таблицей, мы будем выполнять упражнения.
Упражнение 56. Возьмите простые карандаши, будем вставлять окончания и доказывать их:
На сторонушк_ - ставим в начальную форму: сторонушка 1 скл., в П.п., значит окончание -е;
воронушк_ - ставим в начальную форму: воронушка 1 скл., в Д.п., значит окончание -е;
по шерст_ - шерсть - 3 скл., в Д.п., окончание -и; и так далее.
Самостоятельно спишите предложения и подпишите склонения и падежи.
Проверка:
Упражнение 57. Давайте вместе устно составим предложения (после коррекции составленных детьми предложений, записываются самые удачные на доске и в тетрадях). Возможные варианты предложений:
4. Домашнее задание. Упражнения 58, 59.