Найти тему
Пахомов Петр

Немного о Митрофаниевском храме и о загадочном о. Прокопии

На лестнице, по пути в Покровский храм нас встречает преподобный Силуан Афонский
На лестнице, по пути в Покровский храм нас встречает преподобный Силуан Афонский

Теперь направимся в русский Покровский собор. По выходе из собора поворот направо. Перед тем как пройти в собор. Ещё раз посмотрим в сторону Митрофаньевского храма, ставшим первым храмом русской общины. Создан он был не сразу, с историей, по предложению князя-монаха Аникиты (Шихматова-Ширинского). Как я уже писал ранее, освящение произошло 23 ноября 1846 года архиепископ адрианопольский Григорий, живший на Афоне на покое. Об этом освящении написал в "Одесском вестнике" знаменитый Святогорец. Описывая подробно освящение храма, он говорит о трудностях, которых сопровождали строительство в течение 6 лет о роли петербургского купца Семена Максимовича Комарова, ставшего потом монахом Серафимом. И том, что "сердца русских преисполнялись чувствами неизъяснимого восторга". Потом Святогорец говорит, что "здесь в трапезе, была произнесена престарелым греческим даскалом, архимандритом Прокопием, краткая речь. , В особенности трогательная резким выражением затруднительных обстоятельств настоящего положения Русского монастыря... "Архимандрит Прокопий (Дендрин). Грек из города Одессы Херсонской губернии (в Монахологий его фамилия записана «Пападопулос»). Насельник Свято-Пантелеимонова монастыря. Ученый монах. Жил в обители в 30-х и 40-х годах XIX века. Написал несколько книг. С его слов была записана история деяний игумена Саввы в 1803-1821 годах. Преставился 11 августа 1848 года.

-2



«В 1835 году, 3 и 4 сентября, ‑ как уточняет сам путешественник Владимир Давыдов, ‑ за несколько недель до моего прибытия на Афонскую гору, князь Шихматов, принявший монашество под именем Аникита, посетил монастырь, и в память своего пребывания пристроил в одном из верхних этажей монастыря церковь, освященную во имя святаго Митрофана». Давыдов приводит и дату фактического возобновления монастыря, то есть построения его на новом месте: 1812 г. Подробно путешественник описывает и прием, который ему оказал скромный «отец Прокопий, молодой русский монах благородной наружности…» Побывал Давыдов и в жилище отца Прокопия, на небольшом расстоянии от Кареи и от скита святого Илии, в «прекрасной лесистой стране», с прекрасном видом на Святую гору, которого нет ни в одном монастыре.
В 1830 году посетив монастырь, о. Аникиты рассказывает о русском иеромонахе Прокопии, который, следует полагать, и был «дидаскал благочестивейший», и несколько русских монахов с ним.

 Иеросхимонах Павел .фотография 1840 года (серия"русский Афон" т.5)
Иеросхимонах Павел .фотография 1840 года (серия"русский Афон" т.5)

Пантелеимонов монастырь XIX век
Пантелеимонов монастырь XIX век

После второго призвания русских в Пантелеимонов монастырь бывшие ильинские иноки находились в монастыре на особых правах: состоя под общим настоятельством игумена Герасима, они непосредственно подчинялись своему духовнику иеросхимонаху Павлу. Русские получили особую церковь для богослужения на славянском языке и вообще пользовались некоторой самостоятельностью. В начале было сложно совместить в одной обители две фактически самостоятельные общины – греческую и русскую, но их духовным руководителям о. Герасиму и о. Павлу удалось не допустить столкновений. Хотя жизнь греков с русскими в монастыре протекала мирно, греки других монастырей сильно упрекали о. Герасима за то, что тот принял русских. После переселения в Свято-Пантелеимонов монастырь о. Павел прожил всего восемь месяцев. 27 июля 1840 года в первый раз русские и греческие монахи праздновали панагир. Служба проходила в соборе великомученика Пантелеймона. 29 июля иеромонах Павел заболел и 2 августа умер. Игумен Герасим, лишившись своего сотрудника, сильно скорбел. На похороны о. Павла он пригласил всех великороссов. Архимандрит Прокопий произнес надгробное слово рассказал о 36-летней монашеской жизни иеросхимонаха Павла, о его монашеских подвигах, трудах и гонениях.

В 1845 году монастырь посещает царевич Константин Николаевич и инок Парфений (Агеев) сообщает: "Хотел также сказать слово архимандрит Прокопий, грек, но консул отсоветовал, потому что слово было на ново-греческом языке". Опять все тот же Прокопий. И опять он хотел сказать слово. Кто же он? Грек, великоросс? Малоросс. Так мне и не удалось найти на этот вопрос ответа. Может это и маловажно. А, может, эта неясность что-то скрывает. Афонская история непроста. Наверх в Покровский храм, построенный гражданами Вятской губернии Черновым Ф.Г. и Стахеевым И.И.. украшенный Сушкиными. Иконостас устроен о. Антонием Бочком Освящен он 10 января 1853 года пребывавшем на Афоне на покое архиепископом Макарием


https://dzen.ru/a/Zo6MygubxkL2ekkp?share_to=link