В советское время владельцев собственного транспорта можно было на пальцах пересчитать. Поездки по стране, трудовые либо по путевкам, или просто куда-то в гости, обычно организовывались автобусами, электричками, поездами. Железная дорога практически во всех регионах страны была хорошо оборудована, и поездка на ж/д транспорте считалась более рентабельной, безопасной и доступной.
Транспорт всегда делился на классы и категории. Железнодорожный не был исключением. Скоростные поезда высшего класса с высоким уровнем комфорта были доступны не всем – билеты стоили вдвое дороже, так называемых фирменных поездов было мало, билеты приобретались с большим трудом, особенно во время отпусков. Такие поезда начали выпускать еще до войны, некоторые составы наиболее запомнились обществу.
Фирменный поезд “Красная Стрела” был запущен в 31-ом году по ж/д Ленинград-Москва. Скорый поезд ехал со скоростью 70км/ч, с единственной остановкой в Бологое. После снятия блокады Ленинграда “Стрела” не раз вывез полуживых жителей из города. Линия до сих пор действует, “Красную Стрелу” можно увидеть и сегодня.
В 70-х годах на железнодорожные пути был спущен новый фирменный поезд “Южный Урал”, который за несколько лет сумел завоевать рейтинг лучшего поезда в стране. Скоростной поезд на тот момент считался самым быстрым, персонал был высококлассным, в составе были почтовые, багажные вагоны и ресторан. Пассажирские вагоны купе были 18- и 36-местные. Обслуживание было настолько хорошим, что пассажиры не раз вспоминали о поездке на “Южном Урале”.
В середине семидесятых был запущен еще один фирменный поезд “Вятка”, курсирующий только в Кировской области, однако к восьмидесятым годам признанный лучшим по стране. Качество обслуживания было настолько высоким, что пассажиры приходили в неподдельный восторг, а одноразовые принадлежности для пассажиров поезда вообще вне комментариев.
В восьмидесятых по железнодорожному пути Новороссийск-Москва был пущен фирменный поезд “Кубань”, практически сразу вытиснувший все свои аналоги с лидеров. Вагоны “Кубани” были венгерские, с четырехместными купе, в которых мебель была мягкой. Удобство и комфорт таких вагонов естественно сделала поезд первоклассным ж/д транспортом тех лет. Благодаря высоким характеристикам “Кубань” в числе нескольких поездов обслуживал гостей, приехавших в Москву на Олимпиаду.
Наверно единственный поезд, по праву считавшийся лучшим, стал скоростной поезд “Латвия”, курсирующий по ветке Москва-Рига в 82-87 годах. Этот высококлассный маршрут на Прибалтику можно было спокойно проехать с детьми, так как на борту были детские купе. А для модниц отдельно были вагоны с салонами красоты. Качество обслуживания пассажиров было настолько высоким, что удостоилось внимания иностранцев и артистов.