Заслуживают ли таксисты чаевых?
По моим наблюдениям чаевые в такси оставляет лишь каждый десятый пассажир. Причем, как правило, это люди в возрасте. Старше сорока. Молодежь словно и вовсе не подозревает о таком виде благодарности водителю.Давайте разберемся, почему так сложилось. Но придется начать издалека.
В Советском Союзе поездки на такси для обычного человека были определенного рода роскошью, словно поход в ресторан по торжественным случаям. Но и в ресторан было непросто попасть, и такси ловить с руки – замучаешься. К тому же, все эти атрибуты «сладкой жизни» были недешевы. И не только по прейскуранту, но и потому что платить за них нужно было побольше. Трешку швейцару, чтобы пустил в заведение, обещание добавить таксисту, чтобы изменить его маршрут в парк, на нужный тебе адрес. Фраза из тех времен: «Командир, поехали, плачу два счетчика!». На сдачу тем более никто даже и не рассчитывал. Чаевые было принято оставлять официантам, парикмахерам, гардеробщикам, сантехникам (этим в жидком виде, как правило). В общем, всем тем, кто работал в сфере услуг и обслуживал персонально именно тебя. Вот такой вот социализм с капиталистическим оттенком. Чаевые будто возвышали советского человека над остальными. Вот все равны, а он особенный, может себе позволить. И хоть все считали, что раздавать чаевые равно сорить деньгами, но сами в таких же ситуациях вели себя немного по-барски, хоть и стеснялись. Ну, как-то это противоречило светлому образу строителя коммунизма.
Зато в 90-е, сразу после победы капитализма в отдельно взятой советской стране, таксистов практически вытеснили бомбилы. Народ начал колымить на личных автомобилях, даже наш нынешний президент не побрезговал таким заработком. Куда деваться? Разумеется, про поездки по счетчику уже и речи не было– в официальных такси старые механические устройства не поспевали за инфляцией, а частники и вовсе не заморачивались такой ерундой. Цена за поездку назначалась по взаимному согласию сторон, а пассажир еще и дорогу должен был показать, потому что новоявленные извозчики город знали не очень. Как раз вот эти договорные суммы и отменили прежние чаевые. Стоимость обговорили окончательную, к чему еще добавлять к ней чего-то лишнее? Не жирно будет? С тех пор много воды утекло и много реформ таксомоторного транспорта случилось, пока Яндекс окончательно не прибрал все к своим высокотехнологичным рукам.
Этому цифровому посреднику чаевые абсолютно неинтересны. Ведь от них агрегатору ничего не достается – это чистый доход водителя. Даже налоговая на долю в них не претендует. Нет, формально в приложении при поездках по карте можно указать такое вознаграждение, но народ нынче пошел прижимистый, и так ворчит на дороговизну такси и всего вокруг. Если и дают, то чаще наличкой, если она в кошельке завалялась. Но, повторяю, раскошеливаются от силы процентов десять пассажиров. Говорят, сам не знаю, не работал в премиальных тарифах, но вот там пассажиры, бывает, сорят деньгами. Таксисты-блогеры хвастались как им по пять тысяч на «чай» отстегивали. В моих «комфортах» чай – это от 50 до ста рублей. Ну, то есть как раз на чашку чая на заправке и хватит. на кофе – уже нет. Хотя, если бы каждый пассажир, которому была оказана качественная услуга перевозки, благодарил водителя не только словами, то его заработок вырос бы существенно. Процентов на 30-50 точно. Не следует думать, что он получает все те деньги, которые вы отдаете за поездку. На самом деле, таксисту достается примерно треть, еще треть идет на топливо, аренду авто, ну а остальное Яндексу, который продает водителю пассажирские заказы. И как-то так получается, что средняя его зарплата получается очень средней по региону. Но и для этого он должен вкалывать по 12-16 часов с одним выходным в неделю. То есть, куда больше, чем большинство трудящихся. При этом, таксист отвечает еще за жизнь и здоровье своих пассажиров. Ответственности тут побольше, чем у парикмахеров, официантов и косметологов.
Что до меня, то я считаю, чаевые можно и нужно давать за услуги, оказанные сверх тарифа. Ну то есть, если в экономе вам включили кондиционер, хотя и не обязаны были это делать по правилам яндексовского сервиса (расход топлива увеличивается, если что), если в комфорте разрешили подключиться к блютусу и задалбывать водителя своей музыкой, если попросили доехать побыстрее и успели на свой поезд или самолет (как говорил старый советский таксист, скорость авто прямо пропорциональна купюре, положенной на торпеду). То все это должно оплачиваться именно чаевыми. Именно потому, что оказывается дополнительными услугами, которые вовсе не входят в тариф. Даже если вам предоставили зарядку для телефона, влажные салфетки, пакетик для потошнить, включили вашу любимое радио – это все добрая воля водителя, которая заслуживает вознаграждения. Ну, если вы не жлоб, конечно.
Водители с таким жлобством борются цифровым способом. Знаете ведь, что рейтинг есть не только у таксистов, но и у пассажиров. Многие мои коллеги жадинам «пятерки» не поставят.
Рейтинги, кстати, штука не такая уж безобидная, как может показаться на первый взгляд. Для таксистов рейтинговые правила, конечно, более жестки и даже жестоки. Но и пассажиру с низким рейтингом от водителей тоже не позавидуешь. В следующем материале расскажу, почему так. На что влияют оценки, как за них борются, как хитрят и на что готовы ради красивых цифр.