Как и с большинством фото и видеоаксессуаров, снимать можно и без всяких светофильтров. И вы наверняка это уже успешно делаете. Но, есть несколько аспектов, и не все они лежат в творческой плоскости, на которые стоит обратить внимание. В первую очередь безопасность вашей техники. Ввиду обширности темы, мы решили разбить наш обзор на несколько частей и сперва расскажем о необходимом минимуме фильтров для фотографов и видеографов.
Защитные светофильтры
Основная задача защитных (Protector) светофильтров — уберечь переднюю линзу объектива от воды, пыли, грязи и отпечатков пальцев, царапин и стирания просветляющего покрытия. Уфф, большой список возможных, неприятностей, которые чудом удалось избежать вашей оптике, если вы не пользуетесь фильтрами постоянного ношения, к которым в первую очередь относятся защитные. Все возможные невзгоды такой светофильтр, который устанавливается на объектив и не снимается, если только не требуется установка другого фильтра, принимает на себя и, когда приходит в негодность или разбивается, просто меняется на другой.
Как выбрать?
Защитный фильтр не должен каким-либо образом влиять на качество света, который попадает в объектив. Не стоит думать, что это просто «оконное» стекло в оправе. В первую очередь оно должно быть качественным и оптическим, во вторую — иметь специальное просветляющее покрытие, а лучше многослойное (или MC) с обеих(!) сторон стекла, в третью — обладать, по желанию, специальными защитными свойствами. Что касается просветления, то здесь при выборе нужно ориентироваться на качество и характеристики объектива. Если у вас китовый зум с переменной светосилой, то разницы между бюджетным и дорогим профессиональным протектором вы не заметите, и если купите второй, то просто больше потратитесь.
Напротив, установив на светосильный объектив с кучей всяких покрытий на линзах в оптической системе стекло с однослойным слабеньким просветлением, вы просто сведете на нет большую часть усилий конструкторов объектива, направленны на то, чтобы донести свет точно и без искажений до сенсора камеры.
Что касается специальных свойств, то фильтры могут еще:
- отталкивать воду и собирать ее в шарики, так что она сама скатывается со стекла;
- легко очищаться от жира, и вам не придется долго тереть «пальчики» тряпочкой с риском повредить просветление;
- быть антистатическими, отталкивая пыль и мелкие песчинки;
- быть выполненными из закаленного стекла, разбиваясь только в случае очень сильного удара и рассыпаясь на кубики, не царапая при этом переднюю линзу.
Обратите внимание
В бюджетных линейках производителей светофильтров, редко встречаются протекторы, но есть приятные исключения, как, например, Kenko Smart MC Protector Slim (PH), представленный в диаметрах от 39 до 82 мм.
Ультрафиолетовые светофильтры
Чаще всего фотографы используют ультрафиолетовые UV фильтры в качестве защитных. В помещении, в темное время суток или пасмурную погоду он будет работать равно, как и протектор. А вот в безоблачный день, особенно на пляже, у воды, в горах или на заснеженном ландшафте, может сделать картинку более четкой и чистой за счет устранения дымки — следствие обилия ультрафиолетового излучения, переотраженного и рассеянного в атмосфере. Мы его можем не видеть, поскольку оно не входит в спектр видимого глазом излучения, а вот сенсор камеры способен его зарегистрировать.
Занудная часть с графиком
Наибольшая длина волны поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывается в маркировке — фильтры с маркировкой "L35", "L37", "L39" или "L41" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 350, 370, 390 и 410 нм соответственно. Иногда при выборе стоит посмотреть на спектральный график, и оценить, насколько резко фильтр отсекает излучение. Если рассматриваете покупку высококачественного стекла, выбирайте те, у которых на графике линия идет максимально вертикально.
Надо помнить, что во всех цифровых камерах (за исключением, разве что, специальных камер для астрофотографии) перед матрицей уже установлены фильтры, отсекающие невидимые человеком «лишние» ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но характеристики у них у всех разные. Так что в каких-то случаях UV-фильтры улучшит качество картинки, а в каких-то будет выполнять только защитную роль и не более того.
Как выбрать?
Все советы, которые мы давали для защитных фильтров работают и с UV фильтрами. Обращайте внимание на характеристики стекла, двустороннее многослойное просветление и специальные покрытия, которые облегчат вам уход за фильтром. Отдавайте предпочтение моделям, в которых фильтрация ультрафиолета обеспечивается за счет специального стекла (маркировка UV(O)), а не за счет покрытия (маркировка UV(C)), так как последние не отличаются долговечностью. Если используете широкоугольную и особенно сверхширокугольную оптику с фокусным расстоянием меньше 16 мм, выбирайте фильтры с тонкой оправой. Сама оправа должна иметь иметь хорошее матирование, чтобы не давать бликов, а кромка стекла может иметь чернение, для исключения переотражения света внутри фильтра.
Поляризационные фильтры
Поляризационные C-PL или Cir-PL фильтры — самые популярные из тех, что в значительной степени влияют на изображение. Кроме того, это едва ли не единственный светофильтр, эффект применения которого не воспроизвести с помощью графического редактора или ИИ. Он отсекает прямые отраженные лучи, падающие под определенным углом, пропуская весь остальной свет. Это если огрублять.
Благодаря этой его способности, вы можете получить пейзаж с увеличенной насыщенностью цветов, ярким небом и без бликов и отражений. К примеру, если каждый листик отражает своей глянцевой поверхностью свет, в кадре зеленая крона дерева будет бледной. Поляризатор уберет отражение, вернув за счет этого естественный яркий цвет листвы. И так почти с любыми поверхностями.
Есть несколько моментов, которые нужно учитывать, если вы заинтересовались съемкой с C-PL фильтрами.
- Полярик предназначен в первую очередь для работы на солнце и его эффект зависит от положения солнца на небе. Он почти бесполезен в пасмурную погоду, после захода солнца, в помещении. Этот фильтр не является фильтром постоянного ношения.
- Поляризационный фильтр умеет убирать почти полностью отражение со стекла или воды, но не может этого делать на металлических поверхностях.
- Есть определенная закономерность в выстраивании кадра относительно положения солнца. Но можно действовать по наитию, выстраивая кадр и вращая фильтр для достижения нужного эффекта. Немного практики, и вы освоите работу с поляриком.
- Через оптический видоискатель зеркалки правильно оценить эффект поляризатора может быть сложно, а вот по цифровому в беззеркалке — не составит труда.
- Эти фильтры нельзя использовать для сшивных панорам и применять со сверхширокоугольной оптикой. За счет неравномерного эффекта по площади кадра, вызванного разницей в угле отражения лучей, изображение может выглядеть неестественно.
- Поляризационные фильтры убирают с неба радугу!
- При прочих равных, это одни из самых дорогих фильтров.
Обратите внимание
Кроме Cir-PL, то есть циркулярных поляризационных светофильтров, существуют еще и линейные поляризационные фильтры, которые не могут использоваться с камерами с экспозамером и вообще, не подходят цифровых аппаратов. Так что знанием об их наличии можно пренебречь. Да и найти их довольно сложно.
За счет того, что эти фильтры отсекают часть лучей, количество света, достигающего сенсор камеры, тоже сокращается. Чем сильнее эффект, тем больше он воздействует на экспозицию, и она может вырастать на две и почти три ступени. То есть, к примеру, вместо выдержки 1/500 с вам нужно будет установить 1/125 с или более длинную, или поднять чувствительность с ISO 200 до ISO 800. На практике, при съемке пейзажей это даже может быть на руку. Но, если нужно достичь меньшей светопотери, выбирайте фильтры, в которых используется HRT пленка с высокой пропускной способностью. Эффект, который они дают менее выражен, чем у обычных поляриках, но, на вкус многих фотографов, более естественный.
Как выбрать?
К сожалению, в любом ценовом сегменте поляризационные фильтры не дешевы. Более того, лучше избегать слишком уж привлекательных по цене вариантов. Полярик — сложный фильтр, состоящий из двух слоев стекла и поляризационной пленки между ними. Если поверхности слоев в них не будут параллельны, что часто бывает в дешевых ноунейм моделях, то качество снимка значительно снизится, из-за того, что фильтр будет преломлять лучи, и никакой даже самый топовый объектив их уже не соберет правильно на сенсоре. Так что отдавайте предпочтение известным и зарекомендовавшим себя японским или немецким производителям.
Олеофобные, гидрофобные и антистатические покрытия, равно как и закаленные стекло — все это в поляриках тоже применяется, улучшает пользовательский опыт, но и увеличивает цену.
Если вы уже обзавелись камерой, но фильтров у вас нет, а попробовать хочется, имеет смысл рассмотреть комплекты, в которых уже есть основные стекла — ультрафиолетовые и поляризационные. Кроме того, там вы найдете нейтральные фильтры, очень полезные для съемки пейзажей и не только, о которых подробно мы расскажем в следующей статье.
Промо КОД на скидку 5% на любые понравившиеся Вам товары: liga24
*Постоянным покупателям и подписчикам на наши соцсети будет приятная накопительная скидка!