Найти тему
Глаза и уши

Как сверхдержавы делили мир 500 лет назад. Часть 1. Яд и чернила.

Чем мне нравится средневековая история и Новое время – так это какой-то, знаете, незамутненностью намерений. Люди резали друг друга, травили, обманывали – но была в этом какая-то трогательная искренность. «Да, нам очень нужны деньги!» – признавали они, небрежно вытирая окровавленные руки. Не таились, не парили людей какими-то ценностями.

Вот, например, чуть более 500 лет назад две сверхдержавы – Испания и Португалия – запросто поделили мир. Было это вот так.

Немного сплетен и много яда

Португалия и Кастилия то дружили, то воевали. Словом, вели нормальную средневековую внешнюю политику. Но к 1470-м годам дело немножко зашло в тупик.

В 1454 году на кастильский престол взошел король Энрике IV, вошедший в историю как Энрике Бессильный. Важный момент: такое поганое прозвище ему дали любящие подданные не столько потому, что он немножко слил успешную войну против мавров, но и по, хм, причинам пикантного характера. Его брак с инфантой Бланкой Наваррской через 13 лет, в 1453-м, аннулировали по личному распоряжению папы римского. Официальное обследование подтвердило, что королева после 13 лет брака сохранила девственность. Естественно, невозможно было признать, что это вина короля! Опросили даже каких-то проституток, которые заявили, что король ого-го. То, что с проститутками Энрике ого-го, а с женой наоборот, объяснили «сверхъестественным колдовством». Бланку отправили домой, поместили под стражу, а в 1464 году на всякий случай отравили.

Энрике Бессильный в средневековом манускрипте. Нерешительно рефлексирует.
Энрике Бессильный в средневековом манускрипте. Нерешительно рефлексирует.

Энрике женился еще раз – на Жуане, сестре португальского короля Афонсу V. И – чудо! Всего-то через шесть лет она родила дочку Хуану, наследницу престола. Придворные, естественно, были уверены, что родила не от Энрике, а от своего фаворита Бельтрана де ла Куэва. Тень незаконного рождения висела над Хуаной постоянно, поэтому Энрике в 1468 году назначил наследницей свою сестру Изабеллу. Хуана страшно обиделась и до конца дней подписывалась королевой.

-2

Когда в 1474 году Энрике умер (не поверите, но и его, скорее всего, отравили). Началась гражданская война между сторонниками Изабеллы и Хуаны. Последние призвали на помощь португальцев. И вот тут и сложился упомянутый тупик. Кастильцы победили на суше, португальцы на море. Пришлось договариваться. С одной стороны католические короли Изабелла и Фердинанд Второй Арагонский, с другой король Португалии Афонсу V и его сын Жуан (известный как Жуан Совершенный – я обожаю эти прозвища!).

Фердинанд и Изабелла.
Фердинанд и Изабелла.

Договаривались они в Алкасоваше – деревне в Португалии. Для начала порешали династические вопросы. Отказались от взаимных претензий на троны, переженили детей и договорились, что до совершеннолетия молодые будут жить в Португалии, но за испанский счет. Хуану сослали в монастырь, но не на строгий режим, она там вполне сносно жила. К ней, кстати, пытался свататься португальский принц, но его… правильно! – отравили. Нечего тут, дурак, свататься, только-только всё улеглось!

Ну а потом дошло и до геополитики. Росчерком пера Португалии отдали исключительные права на всё, что южнее Канарских островов в Атлантическом океане. То есть плавайте, торгуйте, воюйте, творите бардак. Обратим внимание: по сути, испанцы и португальцы тогда делили только южную Атлантику и Африку. Про Тихий океан тогда вообще толком не знали, не доплыли еще до него. Права распространялись на территории, которые только будут открыты. Добро пожаловать в волшебный мир колониализма!

Вот так поделили. Голубым – то, отошло Португалии.
Вот так поделили. Голубым – то, отошло Португалии.

Правда, через 20 лет договор пришлось пересматривать. Потому что мир с каждым годом становился все больше, а богатств на новых землях было столько, что аж в глазах темнело. Но об этом – в следующий раз.

Продолжение здесь.