В хозяйстве Алия Кульчаева чего только нет - и коровы, и лошади, и яки, и… козлотуры
Некоторые жители нашей республики жалуются, что сегодня в селе прожить очень трудно, работы нет. Однако так думают только лентяи, считает фермер Алий Кульчаев из аула Хурзук. Трудолюбивый человек, который хочет работать и зарабатывать, всегда найдет, чем заняться, где бы он ни жил. Можно пасеку обустроить, коз развести, малину выращивать, лекарственные травы на продажу собирать. Да мало ли чего, было бы желание.
В хозяйстве Алия Кульчаева чего только нет - и коровы, и лошади, и яки. Правда, сейчас они все на летних выпасах, дома остались только красавчики козлотуры. Алий - хороший охотник, знает любую вершину, исходил все горы вдоль и поперек. Ему давно хотелось поймать тура и привести домой, но сделать это было непросто.
- Они очень умные, - говорит Кульчаев. - Лежат днем, спят, а один из них все время стоит, наблюдает. Потом другой тур приходит, они поиграют некоторое время, и первый уходит. Он ложится отдыхать, а второй остается. Вот так и сторожат друг друга. Туры очень хорошо видят и слышат, за километр человека чувствуют. Как ни прячься, сразу убегают.
Однако мечта фермера о собственном горном туре все-таки сбылась. Десять лет назад по воле случая в его хозяйстве появился маленький туренок, которого Алий растил как родного внука.
- Сын у меня был пограничником и однажды, поднимаясь на перевал, увидел малыша, который лежал около умирающей козы. Видимо, медведь поранил, - рассказывает Алий. - Сын знал, что я мечтал разводить козлотуров, и принес его мне.
Детеныш тура подрастал и вскоре стал настоящей грозой для местных жителей. Справиться с ним было непросто, вспоминает фермер.
- Характер у него был очень неуживчивый. Как только кто-то зайдет во двор, он тут же мчится и начинает рогами выталкивать, - улыбается хозяин. - Аульчане смеялись, что вместо собаки Кульчаевы завели тура.
А вот приплод от этого забияки получился знатный. Домашние козы хулигана обожали, и уже через три года в хозяйстве Кульчаева появились первые козлята. Сейчас в стаде Алия Кульчаева около ста гибридов домашней козы и диких туров. Правда, по характеру правнуки и правнучки от своего предка не сильно отличаются.
- Они такие агрессивные, потому что в горах им от хищников спасаться надо, - объясняет фермер.
Несмотря на сложный характер, главные аргументы в пользу разведения козлотуров - минимальный уход, мизерные затраты и максимальная выгода.
- С точки зрения науки в названии гибрида первым упоминается имя отца, поэтому правильно говорить «турокоз». Но, как бы мы ни говорили: козлотур, турокоз, - разводить их очень выгодно. Как и их дикие предки, они аскеты: питаются травой и сухостоем практически круглый год и в подкормке особо не нуждаются. Ну, разве несколько раз в зимние месяцы я их побалую, сена немножко дам. А так они практически круглый год на воле, сами пасутся, - рассказывает Кульчаев.
А вот солью подкармливать нужно регулярно - это лакомство очень любят и взрослые, и дети. Для козлотуров это особый деликатес, которым их балуют три раза в месяц.
- В карман насыплю соль, стою за оградой, они тут как тут - запах издалека чуют. Сразу с гор спускаются, прибегают, лезут прямо на меня, в карманы тыкаются, руки облизывают. Прямо конец света какой-то, - смеется фермер. - Они соль полизали, часик полежали и ушли.
Благодаря генам, унаследованным от диких туров, одомашненные животные редко чем-либо болеют. Однако прививки им все же делают - для профилактики.
- Никаких заболеваний я у них не наблюдал. Да и в горах никогда не видел больного тура, - говорит Алий Кульчаев.
Еще один жирный плюс разведения этих животных - козлотуры очень быстро набирают вес. Всего два месяца на летних выпасах - и молодые ягнята весят по 50-70 килограммов.
- Некоторые козлотуры у меня весили по 120-130 килограммов. Козы за лето отъедятся, по 70-80 килограммов бывают, не меньше, - делится фермер.
У знаменитого писателя Фазиля Искандера есть повесть «Созвездие козлотура», рассказывающая о не слишком удачной кампании «по козлотуризации» сельского хозяйства юга страны. По сюжету региональное начальство загорается идеей разведения козлотуров из-за их «шерстистости» и «высокой прыгучести». Так-то оно так, да вот с шерстью автор явно переборщил. Да, шерсть козы у горских народов ценилась всегда - она отлично греет, плюс она более блестящая, чем шерсть овец, и изделия из нее получаются наряднее. Ценен ли в этом смысле мех козлотуров, сказать сложно.
- У них шерсти практически нет, - говорит фермер. - Кроме того, козлотуров невозможно загнать в сарай, они туда не зайдут. Вот я построил, он так и стоит пустой. Но вот такой интересный момент: из поколения в поколение шерсть козлотура становится длиннее - это говорит о том, что животное одомашнивается и «турьего» гена у него остается все меньше и меньше.
Но вернемся к повести Фазиля Искандера. На предложение заняться разведением козлотуров колхозники хватаются за голову. «Чтоб я его съел на поминках того, кто это придумал!» - только и говорит сотрудник одного из экспериментальных колхозов. И зря. Мясо у козлотуров очень вкусное, экологически чистое и к тому же по-настоящему диетическое - в нем нет «плохого» холестерина.
- Что удивительно, с возрастом мясо животных грубеет, но у тура все наоборот. Мясо пятнадцатилетнего тура, казалось бы, должно быть сухим и твердым, но оно тает во рту, вот такая особенность! К тому же мясо очень вкусное, у них жир не как у домашних коз, а слоями.
А чего тут удивляться - все лето до глубокой осени козлотуры Алия Кульчаева пасутся в высокогорье, питаются сочной альпийской травой, пьют чистую воду. Поэтому и мясо вкусное, и молоко отменного качества, говорит фермер.
- У них молоко и жирнее, и полезнее, чем у домашних коз, - уверен фермер. - А айран какой вкусный! Нежный такой, как ряженка.
Главная проблема для всех аграриев и животноводов - сбыт продукции. А вот у нашего хозяина такой проблемы попросту нет, покупателей хватает. Они и в республике есть, и из соседних регионов приезжают.
- Есть любители, которые только это мясо едят. Приезжают, сразу по несколько штук покупают. В ауле тоже покупателей хватает, - смеется Кульчаев. - Так что у меня никаких проблем, куда и кому продать. Только успевай растить!
За одного красавца козлотура дают приличную сумму. Правда, расставаться со своими рогатыми подопечными нашему хозяину каждый раз не так-то и просто. Привыкает, пока подрастают.
- Хоть на самой вершине они будут, все равно меня услышат. Я им кричу: «Мои козы, кель, кель! Идите сюда». Рукой машу. Они видят, бегут друг за другом, и через пять минут все здесь. Соли поели, полежали и уходят. Один узбек из Москвы был у меня в гостях, не поверил, что они меня слышат, и говорит: «Если это правда, магарыч поставлю!» Я позвал, они прибежали. Он кошелек из крокодиловой кожи вытащил и мне отдал: «Ты правду сказал».
Казалось бы, земля есть, кормить козлотуров особо не надо, сами себе пропитание найдут. Прибыль хорошая. То есть разводить их очень выгодно.
- Но не хотят, мало желающих возиться со скотиной, - с печалью говорит фермер Кульчаев. - Даже в Хурзуке мало у кого есть коровы, овцы. Считают, что выгоднее заниматься капустой, а картошку практически не сажают, покупают. И так по всей республике.
Да, непростое это дело. Трудно быть хозяином на земле!
Ольга САВЕНКО.
Кстати,
диетическое мясо козлотуров очень любят дикие звери, особенно шакалы, которых в этих местах хватает. Поэтому детский сад у фермера пасется строго на огороженной территории, в горы малышам пока еще рано. К слову, у козлотуров рождается не один, а два ягненка, и уже через полчаса они встают на ноги, в то время как другим новорожденным малышам домашних животных для этого потребуется несколько дней. Специально для ягнят Алий построил теплый сарай, но эти непоседы заходят туда очень редко. Как и их родители, предпочитают расти на свежем воздухе.