Выглядит он так, словно ему много сотен лет. В русско-византийском стиле, очень напоминающий исконную древнюю манеру русского зодчества. Ан нет, хоть табличка на этом храме и гласит, что он относится к Древлеправославной церкви, выстроен он был в 1908-1910 годах.
Из темно-красного кирпича, приземистый, с широким, невысоким световым барабаном и шлемовидным куполом над основным объемом. Весь словно на века укоренившийся на своем месте, невеликий размерами, но массивный и основательный.
И это...
...Старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице
Он расположен буквально в шаге от станции метро Павелецкая и меньше чем в десятке минут неспешной прогулки от эклектической церкви, про которую я рассказывал и видами которой делился вчера.
Впрочем, обо всем по порядку.
- Я буду очень благодарен каждому, кто дочитает до конца эту статью. А также крайне признателен за ваши лайки, комментарии и репосты в Дзене, в соцсетях и телеграм-каналах. Это совсем простые вещи, которые помогут многим другим читателям находить мои статьи. И все мы вместе будем больше и больше узнавать о Лучшем городе Земли.
Эта община староверов родилась в Замоскворечье во второй половине девятнадцатого века. Вначале местом собраний была молельня в доме купца первой гильдии Федора Михайловича Мусорина, попечителя Рогожской богадельни. Со временем домовая церковь росла и к 1880-м годам из частной превратилась в общедоступную.
(5 фото)
Располагалась она в то время в усадьбе Мусориных на Лужнецкой улице (что сегодня именуется улицей Бахрушина). Но прошло еще немного лет, и община разрослась настолько, что стало необходимо отдельное и…
…Гораздо более просторное церковное здание
Таковое в 1908 году и начали возводить на углу Новокузнецкой улицы и 5-го Монетчиковского переулка. Проект строительства доверили петербургскому архитектору Николаю Петровичу Омелюстому, мастеру неорусского стиля и создателю большого количества храмов и часовен как для старообрядцев, так и для канонического православия.
А соавторствовал ему Владимир Павлович Десятов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества – также известный автор далеко не единственного храма.
(7 фото)
Однако на памятной доске в пилоне ворот второй указан не был:
«Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, иждивением замоскворецкой старообрядческой общины и добровольных жертвователей заложися храм сей в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в граде Москве в лето от сотворения мира 7417, а от Рождества Христова 1908-е октября 12 дня, при державе Великаго Государя Царя нашего Николая Александровича и при высокопреосвященном Иоанне, архиепископе московском, при настоятеле священнике Михаиле Волкове, председателе совета замоскворецкой общины Гаврииле Конюкове, товарище председателя Иоанне Бочарове и при членах совета: Георгии Полежаеве, Николае Мусорине и Василии Александрове, по плану гражданского инженера Николая Омелюстаго»
Собственно говоря, постройка нового храма как раз и стала возможной благодаря изданному в 1905 году манифесту о веротерпимости, когда преследования староверов прекратилось.
Освятили новую церковь 26 сентября 1910 года, а ее создание обошлось общине более чем в 100 тысяч рублей. Главной жертвовательницей стала потомственная почетная гражданка, купчиха Феодосия Ермиловна Морозова – жена Ивана Саввича Морозова. Она же, к слову, была ктитором распечатанной в 1905 году Покровской церкви на Рогожском кладбище, выстроенной Матвеем Казаковым, и Воскресенского храма-колокольни там же.
Главный престол посвящался Покрову Богородицы, а приделы Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому.
Община, которой принадлежал храм, относилась к Белокриницкому священству.
Службы здесь велись два десятка лет, пока в 1930 году по обвинению в контрреволюционной деятельности не был арестован, а затем и расстрелян дьякон церкви Ферапонт Лазарев.
Последнее богослужение состоялось здесь 22 мая 1932 года.
В храме расположилось отделение Осоавиахима, а с 1970-х – Отдел рабочего снабжения Метростроя.
(5 фото)
Храм вернули верующим в 1990 году, правда не Белокриницкой иерархии, а согласию беглопоповцев – старообрядцам, которые принимали священство из канонической православной церкви, перешедшее в старообрядчество.
Оказывается, есть и такие.
А сегодня он является кафедральным собором Русской древлеправославной церкви.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!