Найти в Дзене

О новых ГОСТ и стандартах организации для оценки опыта и деловой репутации

На прошлой неделе консультировал заказчиков по вопросам применения стандартов в закупках.

В процессе поиска ответа на один непростой вопрос обнаружил любопытную возможность усиления правовой позиции заказчика в вопросах оспаривания порядка оценка заявок. Размещаю небольшую выжимку отдельных идей из подготовленного экспертного заключения.

Итак, на страницах портала неоднократно обсуждались различные возможности применения законодательства о стандартизации в закупочной деятельности. Продолжая тематику стандартизации, рассмотрим вопрос, как можно осуществить оценку деловой репутации с помощью применения документов национальной системы стандартизации.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что заказчики, руководствующиеся Законом № 44-ФЗ (например, при закупках обязательного аудита), должны учитывать существующие ограничения п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604), которым предусмотрена  оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Во исполнение указанных требований был разработан ГОСТ Р 66.0.01-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1795-ст).

При этом в абз. 3 п. 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 указано, что "настоящий стандарт не может быть применен для расчета индекса деловой репутации и не может быть указан в сертификате соответствия и приложении к нему в качестве документа, на соответствие которому осуществляют оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности", что потенциально сильно ограничивает возможности применения ГОСТ Р 66.0.01-2017 для оценки деловой репутации в случае отсутствия специального национального стандарта для соответствующей сферы деятельности (например такого как ГОСТ Р 66.9.04-2017 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций). 

Параллельно с этим прямо перед новогодними праздниками был утвержден другой национальный стандарт ГОСТ Р 71198-2023 Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2023 г. № 1765-ст). При этом по
мнению заместителя руководителя ФАС России Петра Иванова, только ГОСТ Р 71198-2023 можно применять в рамках исполнения вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

Но оставим рассмотрение возможного противоречия двух ГОСТ в контексте применения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 для отдельных публикаций, и обратим внимание на понятие документов национальной системы стандартизации в ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации":

документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Обращаясь к 
Федеральному информационному фонду стандартов, можно обнаружить, что по состоянию на 11.07.2024 в Федеральном информационном Фонде стандартов было зарегистрировано целых 7 стандартов организации, относящихся к оценке опыта и деловой репутации:

-2

Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления

Таким образом, заказчики по Закону № 223-ФЗ имеют как минимум 3 способа оценки деловой репутации участников закупки: 1) собственная методика; 2) оценка в соответствии с одним из вышеупомянутых ГОСТ; 3) оценка на основании СТО. 

Что примечательно, указанные СТО, разработанные Обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА "КРИТЕРИЙ", позволяют оценивать не только деловую репутацию участников закупки, но и опыт участников закупки (а правоприменительная практика знает множество случае оспаривания порядка оценки заявок участников закупки). Причем СТО, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов, наравне с ГОСТ являются документами национальной системы стандартизации, что повышает правовой статус этих документов в случае оспаривания установленного заказчиком порядка оценки заявок.

Так может крупным корпоративным заказчикам, имеющим структурные подразделения по направлению стандартизации, переключиться на разработку собственных стандартов организации, регламентирующих оценку заявок участников закупки?

Автор: Байрашев Виталий Радикович, эксперт в сфере закупок, юрист-практик, aromird@yandex.ru

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.