11 лет разработки, производственный ад, финансовые проблемы приквела и скандал с микротранзакциями на старте — вот уж не скажешь, что по этим вводным можно распознать потенциальную игру года. В обзоре не будет перелопачивания сюжета, лишь рекомендация ветерана серии, почему в неё должен сыграть каждый. Постараюсь без спойлеров, но они могут быть.
Немного про приквел
Итак, вторую Догму я очень ждал. Еще после прохождения первой части в бородатом 2014 году, я начал искать информацию о второй части. К сожалению, натыкался только на неутешительные заголовки о том, что игра не оправдала ожиданий издателя и продолжение отменили. Тогда это было связано с не очень удачным соседством игры — она вышла рядом со Скайримом, поэтому была предана незаслуженному забвению.
А ведь в этой игре было всё. Лично для меня, она была куда интереснее тех же свитков. Давайте по порядку:
1. Вакансии — система призваний, их продвинутых версий и мультиклассов повышала реиграбельность и глубину в разы. Однако, из-за не очень адекватной системы распределения статов, менять класс с воина на мага, когда ты уже дошел за сотые уровни — самоубийство. Игра давала те статы, за которую вакансию ты их получаешь. То есть, играешь странником — получай стамину, воином — физ атаку, магом — магический урон. Респека в игре, к моему великому сожалению, не было. Однако, возможность развиваться в рамках класса и искать более удобный геймплей для себя — отличный игровой опыт.
2. Боевая система — она была завязана на пресетах скиллов, которые ты назначаешь у специального вендора и идешь в бой. Вариативность и разнообразность этих скиллов, конечно, поражала, но жаль, что не все они были одинаково полезны. Например, на том же страннике "крушитель черепов" — это просто киллфича на каждого босса. В считанные минуты складывались даже самые сложные эндгейм-ебаки из дополнения.
3. Система пешек — было круто создать свою пешку, играть и взаимодействовать с ней. Я не нанимал пешек из рифта, потому что мне нравилась идея путешествия в дуо. Я был странником, а пешка — магом, чтобы хилить. В целом, не скажу, что сильно распробовал эту систему, хотя взаимодействий много.
4. Первородное дарк-фентези — мне нравился мир этой игры. Мне нравилось, как все начинается относительно беззаботно. Ну да, в начальном лагере откуда-то взялась огромная гидра, но тогда это не вызывало диссонанса. А вот если посмотреть в разрезе начало и конец игры — просто два разных мира. В столице огромная бесконечная дыра, король ёбнулся головой, по миру летают жуткие монстры — всего этого не было, когда ты начинал игру и от этого я всегда восхищался. Даже спустя 5 прохождений.
В общем, не сказать, что эта игра опережала своё время (графика ужасная, техническая составляющая, в прочем, тоже), но она была уникальна — это однозначно. Любителям Манчкина и Фешн-соулса, однозначно, зайдет.
Теперь про сюжет сиквела
Как же я был рад, когда увидел, что вторая догма всё же нашла путь через тернии к звездам и её заанонсили. Но еще больше я обрадовался, когда она начала рвать предзаказами стим-чарт, а на запуске и вовсе заняла первую строчку, потеснив Helldivers 2.
И вот я захожу, создаю персонажа и... прохожу игру за 60 часов. Как вы можете понять из того, как я люблю первую часть, вторую я старался исследовать досконально, пытался не оставить ни малейшего камешка неизведанным. Для меня это было настоящим приключением, которое я с удовольствием разделил со своей девушкой, которая проходила игру параллельно на PS.
Сюжет скучный, видно что бюджет вбухали только в первую половину игры, так как там и катсцен побольше, и действующих лиц.
Мейнстори первого замка людей вообще обрывается на полуслове, что для меня не особо понятно. Ведь столько остается недосказанностей. Но пусть вас не пугает сюжет этой игры. Основа DD2 — это бой и исследование мира. Из ближайшего, могу сравнить игру с серией про Зельду (две последние части), где исследование мира отвечало на многие вопросы и увлекало. Так произошло и здесь. Ошиваясь только лишь в замке и блуждая по километрам тропинок, никуда не сворачивая, — ошибочная стратегия. Как в том анекдоте про вершки и корешки — самое вкусное там, где ты этого не ждёшь.
Второй регион — Батталь. Вот здесь игра захватывает твоё внимание разнообразием пейзажа. От средневековой Европы буквально в километре находится младший брат Аравийской пустыни. Горы из песчаника, тропы, лазейки, разборки местных восточных банд — всё это переворачивает восприятие игры с ног на голову.
Эльфийская священная роща — также отлично выделяется. В духе саги про Властелина колец и прекрасного города Ривенделл — цветут леса, шумят птицы, слегка надменные и высокомерные эльфы бродят по региону. Вы даже не сможете просто с ними поговорить — их язык не понятен нашему герою, поэтому речь будет заменена на символы, пока вы не наймёте пешку, которая знает язык лесных братьев.
Что меня поразило — это сфинкс. Очень колоритный персонаж, очень крутые загадки и продуманная цепочка взаимодействий с игроком. Этот проницательный взгляд так и норовит сломать 4 стену и взглянуть в душу игроку. Загадки этого сфинкса — отдельная тема. Они настолько неочевидны и просты в то же время, что над разгадкой бьешься часами, а когда находишь отгадку — даже думать не хочешь, насколько это казалось очевидным. Награды, конечно, могли быть получше, исходя из сложности головоломок.
Теперь про боевку сиквела
Боевка потеряла в скорости по сравнению с первой частью, но приобрела эпичность и масштабность. У персонажа появилась инертность, которая дала динамике под дых, но взамен появились прекрасные спецэффекты.
Если вы решите играть на классе ближнего, то тебя выбор вооружения и навыков просто захватывает дух. Да, не все одинаково полезны, но некоторые из них способны запросто пройти игру. Поверьте, подобрав правильную стратегию. Игра не покажется вам сложной.
Немного про классы
Разнообразие классов позволяет создать исключительное взаимодействие игрока с игровым миром. Некоторые классы (например, иллюзионист) и вовсе меняют стиль ведения боя и вынуждают продумывать разные стратегии. Игра точно придётся по вкусу тем, кто в играх ценит самое главное — игры.
За магов играть скучно, но это лишь мой игровой опыт. Не люблю все эти долгие анимации и магический урон. По мне — выглядит читерски. Но вас потрясёт до глубины души, когда ваш маг сможет скастовать огромный смерч, который засасывает всех врагов в себя. Выглядят некоторые заклинания совсем феерично.
Лучник — очень кайфовый, но только со взрывными стрелами показывает вменяемый урон. Однако, стоит отметить и вариативность его навыков. Разнообразие вариантов выстрелов множеством стрел совершенно точно поможет выстроить наиболее выгодную стратегию.
Вор — как и в первой части — абсолютно дисбалансный класс. Есть ряд навыков, освоив которые, игра покажется лёгкой прогулкой. Крайне рекомендую, если вы — новичок в жанре.
Класс с двуручным мечом — из-за возросшей инертности и медлительности игры — довольно сложен в освоении. Пока вы замахиваетесь мечом, тысячи тысяч различных ударов врагов могут сбить вашу атаку и прекратить долгий сетап атаки из-за чего вы не только получите урон, но и будете вынуждены заново замахиваться огромным мечом. Поэтому этому классу всегда нужно подгадывать время для атак.
Иллюзиониста вообще не понял. Мой иллюзионист наносил ровно 0 урона кадилом, которое дают с загадок сфинкса. В итоге, класс забросил и не пощупал. Но очевидно, что я просто не понял этот класс.
Магический копейщик — сильный класс. У него есть щит, который работает как иммунитет ко всему урону. Я его постоянно жал и без проблем прошел финал игры. Также крайне рекомендую, если вы новичок. Отличный класс для освоения механик ближнего боя, проб и ошибок.
Немного про скандалы
Испугался, что на старте все начали жаловаться на платные камни телепортации и изменение персонажа. Начал играть и понял, что это бесполезный бухтеж. Камни телепортации легко найти и купить у любого практически торговца за внутриигровое золото (ассортимент обновляется спустя время). Камней, к которым телепортироваться можно, к концу игры я растыкал ровно столько, сколько нужно было для комфортной игры (еще и 2 штуки осталось).
А изменить своего персонажа можно за камни разлома, которых к концу игры у меня скопилось 7к. Стоимость переделки — 500 этих камней.
Вывод
Игра получилась уникальная. В ней — все свое. Уникальный эксплоринг, отличная боевая система и система классов точно затянут любителей понимать и адаптировать персонажа. Но и любителям прекрасного в игре найдется место — визуал на высоте. Крайне рекомендую игру к прохождению.