Найти тему

Бодрый малый. Тест автомобильного ультракомпактного 4-канального усилителя Recoil DII400.4

Оглавление

Вот скажи кому раньше, что нормальный 4-канальный усилитель может иметь размер 14х14 см – пальцем у виска покрутили бы. А сейчас это даже не экзотика, а вполне обычное рабочее решение. Причём, в отличие от первых подобных усилителей, даже с приличным звучанием (в аналогичной цене, к слову, иногда даже поинтересней традиционного АВ-класса). Короче, есть смысл разобрать в деталях.

Сходу для ориентира, цена на 4-канальник Recoil DII400.4 на момент теста составляет 16990 рублей – вполне доступно.

Помимо этой модели в серии DII есть 4-канальник «позлее» Recoil DII700.4, моноблоки Recoil DII1000.1, Recoil DII1600.1 и Recoil DII3300.1 и ещё 5-канальник Recoil DII1400.5.

Сегодняшний испытуемый – самый младший и самый компактный в серии. Остальные модели решены в корпусах того же профиля, но чуть длиннее. Наглядно о размерах:

-2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Открывая коробку с усилителем, обычно откладываю пакетики с мелочёвкой в сторону – у всех она обычно плюс-минус одинаковая. Но тут прямо было на что обратить внимание. Много ли вы видели в комплекте втулок для опрятной заделки кабеля? Ничего дополнительно покупать не нужно, и вот только попробуйте теперь сделать неаккуратный инсталл.

-3

Несмотря на компактность, на корпусе удалось уместить полноценные выходные и силовые разъёмы. Последние, может, даже избыточны (до 2 Ga), но это, судя по всему, унификация с остальными моделями серии. Встроенных предохранителей нет, но есть рекомендация по номиналу внешнего – 40 Ампер.

-4

Кроме линейных входов предусмотрена пара линейных выходов (на них дублируется сигнал с первой пары входов) – пригодятся, например, для подключения моноблока. Селектор позволяет задействовать обе пары входов или только одну.

-5

Входы, кстати, могут работать и как высокоуровневые – для подключения в комплекте идут короткие переходники. Без фанатизма по принимаемому сигналу, расчёт на базовые штатки с обычной мощностью. Автоматическое включение усилителя без сигнала Remote, разумеется, тоже предусмотрено, причём с возможностью выбора – по срабатыванию детектора аудиосигнала или по появлению на входе постоянной составляющей.

-6

Так, стоп… А где же регулировки? Они в этом усилителе (как, к слову, и в остальных моделях серии DII) упрятаны под съёмной алюминиевой крышкой на верхней стороне корпуса. Это удобней, чем лазить отвёрткой к торцу корпуса. Плюс есть индикаторы клиппирования. При измерениях обратил внимание – работают корректно, можно использовать при настройке системы.

Кроссоверные фильтры в обеих парах каналов одинаковы, тут без откровений – ФНЧ или ФВЧ с пределами настройки срезов от 30 до 300 Гц. Характеристики потом посмотрю при измерениях.

-7

Ну а пока немного начинки. И первое, что обратило на себя внимание – конформное покрытие плат. В описании степень влагозащиты нигде не указана, но по факту получается, что усилитель можно спокойно использовать в умеренно-влажной среде. В тех же мотоциклах или, к примеру, в судовых системах.

-8

Всё достаточно компактно, силовые элементы, требующие охлаждения (ключи блока питания и усилительные чипы D-класса), разнесены по противоположным сторонам корпуса.

-9
-10

Сама звуковая часть собрана на силовых инфинеоновских IR4322M. Судя по заявленной мощности, работают в щадящем режиме. Небольшая плата, на которой они смонтированы, прижимается к корпусу через щедрый слой термопасты. Сверху всё прикрыто металлической планкой.

-11

Кроссоверные фильтры вынесены на отдельную субплату. В линейной части используются операционники TL072 и TL074.

-12

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК

Начну с кроссоверной части. Пределы регулировок небольшие, так что тут косяков и не ожидалось – всё чётко, крутизна и добротность не плавают, частоты срезов попадают в заявку с минимальным разбросом:

-13

Спектры выходного сигнала – это лишь малая часть, характеризующая работу усилителя, но посмотреть можно. Шум невысокий, плещется в среднем где-то в районе -100 дБВ, на НЧ чуть подтягивается к -90 дБВ – нормально. Уровень гармоник с ростом порядка спадает, так что хоть их спектр и тянется относительно высоко, в «расчёску» всё же не превращается.

-14

Чуть информативней – распределение гармонических искажений по спектру. На удивление, у столь мелкого усилителя нет типичного повышения КГИ с понижением частоты. На ВЧ график КГИ чуть задирается, но при работе на 4-омную нагрузку некритично, а 2-омных твитеров, мягко говоря, всё равно немного. Так что норм.

-15
-16

Фазовая характеристика, как обычно, чуть загибается на ВЧ, что свойственно почти всем усилителям (за редкими, вернее, даже единичными исключениями). «Убегание» фазы среднее.

-17
-18

Ограничение сигнала наступает чуть при больших, чем заявлено, мощностях (обещано 60 и 100 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно). Правда, я это измерение делал при нагрузке 2 каналов из 4 (как ни крути, а так получается ближе к реальной эксплуатации усилителя), но запас в любом случае получился хороший:

-19

Мощностные параметры Recoil DII400.4 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 74 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 96 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,07%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 137 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 168 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%

Соответственно, при мостовом включении на 4-омную нагрузку можно получить почти 300 Ватт неискажённой мощности. Формально этого достаточно, чтобы подцепить к одной из пар каналов какой-нибудь чувствительный саб. Хотя блок питания при этом нагрузится по полной, а ему ещё и вторую пару каналов питать, так что делать этого я бы, пожалуй, не стал.

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

Откровенно говоря, не ожидал я от усилителя столь скромных размеров и цены какого-то особенного звучания, но вот поди ж ты, бодренький оказался, играет легко, живо, при длительном прослушивании слух не утомляется.

Если коротко, главное достоинство – отсутствие «мыла» и «наброшенного покрывала» – подача аккуратная, без особого затирания деталей и смазывания атаки: струнки акустической гитары, удары молоточков по струнам в рояле, работа барабанной установки – всё это передаётся достаточно ясно и открыто.

В принципе, можно было бы попридираться к мелочам, но в своей цене усилитель звучит очень достойно – это главное. Узким местом системы он вряд ли станет, при сочетании с компонентами своего уровня основной вклад внесёт совсем не он, а, скорее, источник и акустика.

И да, понравилось, что нет откровенной «синтетики» и грубости, часто свойственной недорогому D-классу – в этом смысле современные решения продолжают рушить предрассудки и стереотипы насчёт таких усилителей.

Что касается низкочастотного (по факту, самого «энергонагруженного») диапазона, то у DII400.4, конечно, нет той размашистости, свойственной усилителям с более высокой мощностью. Так что сложную акустику со здоровенными моторами и тугими подвесами навешивать на него не нужно. Но с моделями, имеющими не слишком тяжёлую подвижку, можно получить плотненький такой бас, без гудения и мазни, вполне собранный и разборчивый.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Компактный усилитель за умеренную цену – рациональный выбор, когда нужно построить прилично звучащую систему без фанатизма по громкости. За счёт конформного покрытия плат можно смело использовать в мотоциклах. Или в судовых системах, когда не требуется ломовых мощностей.

Звучит легко, открыто, хорошо сработается с большинством моделей акустики на 1-дюймовых звуковых катушках. Причём, несмотря на относительно невысокую мощность, даже без особых компромиссов в басовом диапазоне.

Мостом на саб теоретически использовать можно, но это не слишком рационально. На эти случаи в линейке Recoil DII можно присмотреться к 4-канальнику чуть позлее, а лучше к одному из моноблоков или, в конце концов, к 5-канальнику, которые тоже не отнимут много пространства.

Плюсы:

  • Компактный вариант для «скрытой» инсталляции
  • Высокоуровневые входы с автовключением
  • Возможность использования в мотоциклах и судах
  • Высокий КПД, умеренный нагрев корпуса
  • Много монтажной мелочёвки в комплекте

Минусы:

  • «Тяжёлой» акустикой этот усилитель лучше не грузить