В России сегодня стоит перед невероятно важной задачей - возрождение авиастроительной отрасли, и уже идут работы над несколькими значимыми программами. В числе этих программ - разработка совершенно новых пассажирских самолетов. В обновленной версии мы видим ближнемагистральный узкофюзеляжный Superjet 100, среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21 и далнемагистральный широкофюзеляжник Ил-96-400М. Несмотря на изменение времен начала поставок SJ-100 и МС-21 на 2025-2026 год, интенсивные усилия над этими проектами продолжаются без остановки.
Усилия ориентированы на завершение производства и выполнение обязательств перед заказчиками по ранее заключенным сделкам, что свидетельствует о успешном результате. Чтобы гарантировать успешное будущее для отечественного авиапроизводства, необходимо продолжать усилия и поддерживать этот путь. Возникает вопрос об эффективности использования перспективных самолетов, включая Ил-96-400М, в свете новых достижений в авиационной отрасли.
Ил-96-400М способен выполнять перелеты через Атлантику, что делает его перспективным как для международных, так и для внутренних авиалиний. Однако, возникают сомнения в отношении эффективности его эксплуатации, несмотря на все потенциальные преимущества.
Использование других типов самолетов для дальних рейсов может быть более целесообразным в некоторых случаях. Появление нескольких нерешенных проблем и ограничений после начала эксплуатации Ил-96-400М вызывает сомнения в отношении высоких надежд и ожиданий, возложенных на эту модель. Для оптимизации использования его в будущем необходимо уделить ему дополнительное внимание и ресурсы.
В 2022 году Юрий Слюсарь, глава ОАК, представил передовую стратегию поставок самолетов Ил-96 для "Аэрофлота", что значительно расширило горизонты для российской авиастроительной отрасли. В это же время Воронежское АСО (ВАСО) заявило, что готово для ежегодных поставок от 2 до 3 широкофюзеляжных самолетов.
В сентябре 2022 года произошло неожиданное событие — "Аэрофлот" заключил огромную сделку с отечественными производителями. Компания обязалась приобрести 339 самолетов до 2030 года за рекордную сумму в 1 трлн. рублей. Среди них много МС-21, SJ-100 New и Ту-214, что свидетельствует о стремлении к современности и разнообразию авиапарка. Однако эксперты авиации начали обсуждать, что в этом соглашении не упомянуты самолеты Ил-96.
Важно осознавать сложности расширения производственных мощностей в наше время, прежде чем обсуждать приобретение новых отечественных широкофюзеляжных лайнеров. Генеральный директор компании "Аэрофлот" Сергей Александровский высказал президенту необходимость закупки таких самолетов, но ОАК не в состоянии производить достаточное количество Ил-96-300 и Ил-96-400. Это стало одной из причин, по которой эти проекты не вошли в соглашение.
Для достижения более высокой конкурентоспособности и повышения эффективности в области авиационной промышленности в России, следует сосредоточить внимание на создании новейших двухмоторных самолетов для дальних перелетов. По мнению специалиста, производство одного или двух самолетов в год на ВАСО в настоящее время ограничено из-за недостаточных производственных возможностей. Однако восстановление производства устаревших моделей самолетов времен Советского Союза и внедрение передовых технологий на неактуальные лайнеры считается не только дорогостоящим, но и неоправданным шагом.
Перспективным решением в данной области является проект двигателя ПД-35. Серьезные задачи перед промышленностью ставит ожидание "Аэрофлота" новой модели дальнемагистрального самолета для замены иностранных аппаратов. Однако на данном этапе обсуждение о начале поставок данной машины заказчикам выглядит преждевременным.
Использование четырех двигателей ПС-90А, разработанных в 1980-х годах, отличает Ил-96-400М от SJ-100 и МС-21. Существование прототипа этой модели не гарантирует ее серийного производства. Появление сотен таких бортов на небесах России в ближайшем будущем кажется сомнительным и требует дополнительных исследований и уточнений, хотя Ил-96-400М, обновленный с новыми функциями и авионикой, представляет собой значительный прогресс в авиационной индустрии. Уменьшение числа членов экипажа с трех до двух человек является одним из ключевых достижений этого модернизированного самолета.
Инновации, внедренные в новый пассажирский салон, представляют собой лишь часть проекта, раскрывающего новые перспективы для серийного производства. Уникальная надежность Ил-96 признана специальным летным отрядом "Россия". Самолет оборудован четырьмя силовыми установками и механической системой управления, что позволяет ему продолжать полет даже при полном отказе электроники. Техническая проработка и безопасность воздушного судна находятся на высоком уровне, что подтверждает его надежность.
Новая версия Ил-96-400М, представляющая собой важный этап в разработке и внедрении систем и компонентов, вызвала недовольство у коммерческих авиаперевозчиков из-за использования устаревшей механической системы управления. Они настаивают на переходе к современной электронно-цифровой дистанционной системе управления, которая позволит снизить расход топлива и повысить конкурентоспособность самолета
Интернет-издание «Ведомости» сообщило об отказе ОАК от выпуска пассажирского Ил-96-400М в серийное производство, что может быть обусловлено как техническими характеристиками самолета, так и особенностями рынка авиаперевозок. Для успешного внедрения новых дизайнов и систем управления воздушных судов необходимо тщательное согласование с производителями, экспертами и заказчиками. Каждое изменение должно иметь обоснование и получить одобрение всех заинтересованных сторон.
Появление лайнера Ил-96-400М у российских авиакомпаний увеличит их технологическую самостоятельность и обеспечит стране независимость в этой области. Однако, несмотря на вложенные усилия в создание модернизированной версии Ил-96, вопрос о его будущем остается открытым. Для успешного использования авиалайнера в коммерческих перевозках не хватает одной малости - двигателя большой мощности. Установка таких двигателей два вместо четырёх сделает самолёт более привлекательным для авиакомпаний.
Планы запустить массовое производство двигателя ПД-35 в 2026 году столкнулись с препятствиями из-за технических проблем и задержек в разработке. Несмотря на обещания о начале производства со стороны Ростеха, на данный момент ситуация выглядит непредсказуемо. Работы над ПД-35 были приостановлены на неопределенный срок из-за различных факторов.
Запутанный и долгий путь разработки ПД-35 вызвал множество неожиданных технических препятствий, что сильно затягивает его выпуск. Прогнозы о начале производства двигателя теперь лишены прежней уверенности, и даже самые оптимистичные сценарии не предполагают его появление раньше 2030 года. Это задерживает внедрение ПД-35 на самолетах, включая Ил-96-400М.
Кроме технических проблем, задержка с появлением двигателей большой тяги имеет серьезные экономические последствия для авиационной отрасли. Необходимость прибегать к устаревшим технологиям может негативно сказаться на конкурентоспособности отечественных авиапроизводителей и национальной авиационной промышленности в целом.
Разработка двигателей нового поколения для авиации – важная задача, стоящая перед современной авиационной промышленностью. Генеральный конструктор Александр Иноземцев отметил необходимость пересмотра сроков выпуска двигателя ПД-35 из-за изменений в финансировании и приоритетах. Год назад ожидания по этому вопросу были другими.
Новые указания направлены на расширение производства двигателей ПД-14 и ПД-8 для применения на новых моделях самолетов. Гибкость в управлении финансами и ресурсами позволяет компании оперативно реагировать на изменения в отрасли и быстро адаптироваться к новым условиям.
Для обеспечения стабильности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, ОАК должно принять решение о массовом выпуске самолетов Ил-96-400М. Глава «Аэрофлота» отметил, что этот шаг несмотря на непопулярность среди заказчиков, является необходимым. Успешное завершение проекта с этим самолетом создаст новые сложные задачи, требующие значительных усилий и инвестиций. Анализ влияния на стоимость комплектующих и эксплутационные расходы также должен быть проведен.
Возможно, Воронежскому авиастроительному объединению не хватает производственных мощностей для представления обновленной версии Ил-96. Чтобы реализовать проект Ил-96-400М, необходимо приложить значительные усилия как со стороны предприятия, так и государства в целом. Но с учетом текущих обстоятельств это может быть крайне трудно в данный момент. Вложение огромных средств в строительство новых производственных площадок для данного проекта потребует поддержки со стороны государства.
Развивая производство комплектующих и узлов, необходимо акцентировать внимание на поддержке смежных предприятий. Не следует забывать о важности технологического прогресса и увеличении производственных возможностей. Проблемы с набором и обучением высококвалифицированных кадров в компании создают серьезные препятствия для осуществления проектов. Даже при наличии персонала, потребуется продолжительное время на их подготовку, как минимум 5 лет.
Многие сторонники отечественного производства волнует возможность развития отечественной авиационной промышленности на вершине ее мощности. Различные трудности и препятствия могут возникать на пути к достижению этой цели. Однако, необходимость преодоления препятствий и повышения конкурентоспособности воздушного флота требует серьезных усилий и инвестиций, что затянет сроки внедрения новой модели. Поэтому, ожидать, что Ил-96-400М появится на рынке в ближайшем десятилетии, становится маловероятным.