Найти тему

Юрий Башмет: «Мы – россияне – все в душе немножко Чайковские, все в душе немножко Гагарины!»

Оглавление

Хэдлайнерами 67-го фестиваля искусств «На Родине П.И. Чайковского», завершившегося на днях в столице Удмуртии, стали Юрий Башмет и Денис Мацуев. Причем каждый из этих больших музыкантов, не сговариваясь, в общении с прессой, активно освещавшей фестивальную жизнь, были одинаково откровенны…

В ответственности перед Богом и… публикой

— Испытываете ли вы до сих пор волнение перед выходом на сцену? — с этого нехитрого репортерского вопроса началась небольшая пресс-конференция маэстро Башмета незадолго до начала фестивального концерта.

— Да! — ответил Юрий Абрамович и после секундной паузы объяснил природу этого чувства. — Во-первых, потому что у каждого музыканта должна быть профессиональная ответственность перед нашим Богом — перед композитором, музыку которого мы исполняем. Ну, а во-вторых, твое выступление для публики не должно походить на что-то музейно-сухое, а всегда оставаться живым. Поэтому концерты на летнем фестивале Чайковского в Ижевске, которые проходят на стадионе и которые собирают большое количество зрителей, очень важны и получают дополнительную социальную значимость в том, что чуть позже, уже с началом концертного сезона, часть из этих людей, оказавшихся «зараженными» великой музыкой, обязательно придет в филармонические залы.

— Вместе со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы», с симфоническим оркестром «Новая Россия» и музыкально-театральными проектами вы часто гастролируете в Удмуртии. Скажите, пожалуйста, что и кто всякий раз заставляют вас возвращаться в нашу республику?

— Петр Ильич Чайковский! Мы ежегодно приезжаем выступать в Воткинск, и нынешний год не станет исключением. Примерно в конце августа с новой программой мы опять будем выступать на малой родине Петра Ильича.

Одна из главных жизненных задач

— А вы как-то помогает молодежи в их музыкальном развитии? — новый вопрос от юной телевизионной журналистки очень походил на постановочный и заранее с режиссированный. Однако, поверьте, таковым не являлся. Просто корреспондентка на 100 процентов попала в правду, поймав репортерскую удачу.

— Еще бы! — усмехнулся народный артист СССР и выдающийся альтист. — Это одна из главных задач, которые я поставил в своей жизни. В российских регионах у нас открыто 16 (!) образовательных центров и музыкальных академий, где мы постоянно проводим занятия и мастер-классы для нашей юной музыкантской смены. Помимо этого около десяти лет назад мы реализовали проект по созданию первого в нашей стране Всероссийского детско-юношеского симфонического оркестра, и в январе прошлого года он получил федеральный статус. И это тоже очень важный момент, подтверждающий нашу идею, которая состоит в том, чтобы заниматься воспитанием подрастающего и молодого поколения и научить их жить. Как в будущей профессии, так и в жизни в целом. Один раз в два года мы проводим конкурсные прослушивания в наш оркестр, набираем новые составы и результаты этой нашей длительной работы налицо. Много гастролируя по стране, мы все чаще видим, что выпускники Всероссийского оркестра (в составе оркестра происходит регулярная ротация и молодежь выпускается в возрасте 22 лет – прим. авт.), возвращаются к себе на малую родину и приходят на работу в местные творческие коллективы. Они становятся концертмейстерами симфонических оркестров, солистами региональных филармоний и даже преподавателями в консерваториях. Нескольких наших выпускников взяли на работу в Мариинский театр и в ведущие московские оркестры. Кстати, на днях мы провели очередной конкурс во Всероссийский детско-юношеский симфонический оркестр. Так вот мой внук Грант принял участие во всех этапах конкурсных прослушиваний и вышел в финал. Понятно, что используя родственные связи, я мог бы взять его в оркестр без прохождения этих испытаний. Но Грант не захотел воспользоваться этой возможностью и честно держал конкурс.

-2

Второе издание для недоговоренностей

Книга маэстро Башмета «Вокзал мечты», изданная в России в издательстве «Вагриус» два десятка лет назад, давно стала библиографической редкостью, и сегодня, к радости меломанов-книгочеев именно в Ижевске Юрий Абрамович обмолвился о том, что подумывает над переизданием своих мемуаров.

Причем в дополненном варианте. Вопрос на книжную тему стал абсолютным экспромтом в моменте от обозревателя Удмуртской филармонии, и полученная информация порадовала и обнадежила.

— Спасибо вам за этот вопрос, — улыбнулся Юрий Башмет и поведал о нюансах в написании своей книги. К печатному слову сказать, исключительно увлекательной и захватывающей. — Книгу эту я не писал, а надиктовывал. Льву Николаеву, который на телевидении вел программу «Цивилизация». Примерно полгода Лев Николаевич ездил со мной на гастроли и в России и за рубежом, и в этих поездках на видеокамеру записывал мои воспоминания. Затем он занимался литературной обработкой моих монологов, а потом уже во время перелетов между гастрольными выступлениями я читал и редактировал присланные мне распечатанные гранки. Скажу честно, из того что мне присылали я вычеркнул очень много интересных эпизодов. Процентов, наверное, 80 от общего объема и поэтому изданная книга получилась тоненькой. Надо было учитывать то, что на тот период ситуация не позволяла опубликовать эти истории. Но сейчас с той поры прошло уже очень много лет, и поэтому если найдется еще один «такой вот Лев Николаевич Николаев», я бы согласился на переиздание, освежив первоначальный текст и продлив тематические линии, которые были прерваны в процессе корректур и редактирования. Все-таки в первом издании книги осталось очень много недоговоренностей…

Культура, музыка и желание быть первыми

Время, отведенное на брифинг, неумолимо истекало. И чтобы маэстро, его камерата «Солисты Москвы» и все солисты не угодили в цейтнот перед выходом к публике, оставалось всего пара минут для заключительного вопроса. Он прозвучал простецки, и как это часто случается в журналистике, простота в интересе сгенерировала потрясающий ответ.

— От какой музыки вы испытываете даже не удовольствие, а восторг? —спросил Юрия Абрамович один из моих коллег.

— Не боясь показаться банальным, скажу, что в литературе в восторженные чувства меня приводит поэзия Пушкина, а в музыке это относится к гениальным творениям и шедеврам Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта и, конечно… Петра Ильича Чайковского, — Юрий Башмет перечислил Имена. — Чайковский для меня настоящий император в музыке. Когда начинают звучать его симфонии, то все остальные как-то остаются «на 30 километров позади» Петра Ильича. Как минимум в романтической музыке. В своем юношестве я настолько полюбил Шестую симфонию Чайковского, что это чувство помогло мне полюбить всю классическую музыку и окончательно определиться с профессиональным выбором. И сегодня Шестая «Патетическая» симфония Чайковского остается для меня самым лучшим музыкальным произведением! Из всех когда-либо сочиненных! Для меня Петр Ильич является не просто музыкальным гением мелодий и гармоний. Он был еще и умнейшим человеком. В целом же, по моему убеждению, мы — россияне — все в душе немножко Чайковские, и все в душе немножко Гагарины! Тем мы и сильны! Культурой, музыкой и еще желанием быть первыми! И никто и никогда у нас этого не отнимет…

Текст: Александр Поскребышев
Фото: Руслан Хисамутдинов, Анатолий Салтыков