«Эффектом бабочки» называют сейчас совершенно неожиданные, и притом глобальные последствия невинных с виду действий. На нашей планете действительно все со всеми причудливо и притом неразрывно связаны, так что избегать этого неприятного эффекта получается далеко не всегда.
В 1926 году в Йеллоустоуне, одном из самых знаменитых заповедников мира (и точно самом знаменитом в США) была проведена одна операция, считавшаяся тогда очень полезной и желательной. И она едва не привела охраняемую территорию к катастрофе.
Чудеса Желтого камня
Название «Йеллоустоун» переводится как «желтый камень». В США эта охраняемая территория имеет статус национального парка.
Заповедник действительно замечательный. Он разместился сразу в трех штатах. Еще бы: территория у него гигантская, целых 9 тыс. квадратных километров. Йеллоустоун – одновременно и ценнейшая площадка для сохранения, преумножения и исследования природных богатств, и интереснейший экскурсионный объект с посещаемостью в 3 млн. туристов в год.
Там действительно есть на что посмотреть. В этой гористой местности текут реки и растут леса; подземный жар выбрасывает на поверхность фонтаны горячих гейзеров; в скалах скрываются прекрасные пещеры.
«Стержнем» Йеллоустоуна является застывший магмовый столб, заглубленный в земную кору на 8 километров. Он застывший, но не в смысле холода, а только в плане затвердевания. Так-то его температура достигает 800 градусов, и именно ею подпитываются многочисленные гейзеры.
Этот столб – жерло гигантского вулкана, состояние которого определяется как «дремлющий». Последнее извержение произошло примерно 640 тыс. лет назад, но вулканологи утверждают, что вулкан не спит и сейчас (из-за чего район Йеллоустоуна считается в США очень опасным с геологической точки зрения).
Но пока вулкан спит, его окрестности густо населены. В Йеллоустоуне всегда водилось множество видов живности – медведи гризли и благородные олени, хищные птицы и элегантные куницы, резвые зайцы и трудолюбивые бобры. А еще там водились волки.
Вот они-то и вызывали неприятие у охраны парка. Волки хищники, и рейнджеры небезосновательно обвиняли их в уничтожении одной из главных местных достопримечательностей – благородных оленей.
В США и не только еще в начале ХХ века бытовало представление о волке как о вредном животном. Конечно, во многом это связано с частыми конфликтами серых хищников и людей, ибо и нападения волков на человека, и урон, наносимый ими домашнему скоту – не выдумки. Но люди серьезно полагали, что и дикой природе волки вредят. И их уничтожение полагалось благородным делом.
Рейнджеры взялись за работу, а дело свое они знали. В 1926 году был отдан официальный рапорт: волков на заповедной территории более нет, и благородные красавцы-олени в полной безопасности!
Катастрофа по бабочке
Первое время все шло просто замечательно – олени множились, а многочисленные туристы с удовольствием за ними наблюдали. Но потом Йеллоустоун неожиданно накрыло эффектом бабочки, да каким!
Олени и прочие травоядные действительно размножались в отсутствие хищников более чем быстро. В результате их стало столько, что они начали есть растительность быстрее, чем она успевала расти.
В заповеднике изменился состав флоры. Он в свою очередь вызвал изменение состава и структуры почв, а это повлекло за собой изменение режима водоемов.
Водные животные, вроде бобров и ондатр, а также водные птицы нашли, что эти изменения им вовсе не по нраву. Они собрались и откочевали из Йеллоустоуна кто куда. Конечно, речь о тех, кто сумел пережить неблагоприятные обстоятельства.
Грозные гризли, не обнаружив на месте своих любимых малинников и ежевичников, тоже собрались в эмиграцию. Медведей не устраивали новые условия в местах, где они жили с деда-прадеда.
Зато без конкуренции волков воспряли духом койоты. Этих американских символов низости и хитрости в заповеднике внезапно стало не меньше, чем оленей. Конечно, сохатых они не трогали, но зато быстро и эффективно истребили зайцев, кроликов, полевок и прочую мелкую четвероногую дичь.
Лисы, куницы, хорьки, а также совы и прочие хищные птицы посмотрели на это безобразие и тоже засобирались. Какой смысл продолжать жить там, где тебе нечего кушать? Не койотами же обнаглевшими питаться! Не то меню!
В общем, к 1995 году Йеллоустоун превратился из гордости страны в настоящую катастрофу. Даже оставшимся там многочисленным оленям и койотам грозил голод, ибо и растительности становилось слишком мало, и мелкая живность исчезла напрочь!
К счастью, к тому времени люди уже знали гораздо больше о том, как работают системы взаимосвязи в природе – экология это все изучает. И потому сумели вычислить верно ту бабочку, с которой начался разрушительный эффект.
Атака канадских специалистов
Соответственно были и меры выбраны. В Канаде отловили волчью стаю в 14 голов и переселили в Йеллоустоун. Потом к ним добавили еще 17 штук.
И чудо свершилось! Эффект бабочки стремительно покатился в обратную сторону!
Олени за период отсутствия в заповеднике волков до того расслабились и обнаглели, что их можно было просто подходить и брать. Этим волки и занялись, и в результате им на новом месте очень понравилось. Они обустроились прочно и занялись семейным строительством.
К 2002 году волков в Йеллоустоуне насчитывалось уже 148 голов, а оленей стало заметно меньше, и они сделались куда как резвей и скромней. Начала восстанавливаться растительность – к 2022 году ее объемы увеличились в 5 раз!
Нормализовалось течение рек. Разная растительноядная мелочь, а также бобры и другие водные обитатели подумали, и начали понемногу возвращаться. А потом и гризли пожаловали – их ведь уже ждали такие аппетитные заросли малины!
Волки тем временем обратили внимание на то, что под лапами у них путается слишком уж много койотов. Последовало силовое принуждение к миру – койотов в заповеднике стало много меньше, а мелкой дичи больше. Восприняв ее как накрытый стол, пожаловали на родину предков лисы, совы и куницы с хорьками.
В общем, очень скоро в заповеднике все наладилось. Растительность укрепила берега рек, их русла перестали меняться. Биологическое разнообразие выросло в разы, хоть в растительном, хоть в животном мире. В небе над столбами гейзеров снова воспарили орлы, на ручьях выросли бобровые хатки, в подлеске довольно ворчали лакомящиеся ягодами медведи.
И главное – олени с лосями и койоты тоже остались! Их стало заметно меньше, но зато они были вполне сыты, ведь хоть растительности, хоть мелкой дичи для их пропитания теперь было более чем достаточно.
Судьба Йеллоустоунского парка наглядно доказала: в природе нет исключительно полезных или вредных животных! Дело в их численности, соотношении, да просто возможности проживания на данной территории. И ныне никто уже не считает волков вредными, а практика выдачи премий за уши, хвост или шкуру (еще недавно весьма распространенная) давно канула в Лету.
В РФ ныне тоже реализуются программы восстановления в разных регионах поголовья животных, ранее почти или совсем там истребленных. Конечно, при этом учитывается и безопасность людей, да. Но в целом здоровая окружающая среда, в которой все виды живут и взаимодействуют, как положено, не может быть не в интересах человека! так что хорошо, что йеллоустоунский опыт получил должное осмысление.
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!