Найти в Дзене

Паспорт доступности: кому это надо?

Паспорт доступности – это документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и оказываемых на нем услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Изначально паспорта доступности были предусмотрены Министерством труда и социальной защиты РФ для сбора статистических данных о доступности бюджетных объектов и составления планов по их поочерёдному приспособлению. В регионах России паспорта доступности разрабатываются по методике Минтруда, которая имеет рекомендательный характер применения. Методика предполагает разработку нескольких объемных документов (паспорт доступности, анкета обследования, акт обследования с приложениями), содержание которых во многом дублирует друг друга и содержит мало полезной информации о приспособлении каждого конкретного объекта. Как следует из приказа Минтруда, федеральная методика паспортизации служит в первую очередь для бюджетного планирования и сбора статистических данных в масштабах региона. Между тем в Правительс
фото из открытого источника
фото из открытого источника

Паспорт доступности – это документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и оказываемых на нем услуг для инвалидов и маломобильных групп населения.

Изначально паспорта доступности были предусмотрены Министерством труда и социальной защиты РФ для сбора статистических данных о доступности бюджетных объектов и составления планов по их поочерёдному приспособлению.

В регионах России паспорта доступности разрабатываются по методике Минтруда, которая имеет рекомендательный характер применения. Методика предполагает разработку нескольких объемных документов (паспорт доступности, анкета обследования, акт обследования с приложениями), содержание которых во многом дублирует друг друга и содержит мало полезной информации о приспособлении каждого конкретного объекта. Как следует из приказа Минтруда, федеральная методика паспортизации служит в первую очередь для бюджетного планирования и сбора статистических данных в масштабах региона.

Между тем в Правительстве Москвы разработана собственная методика паспортизации объектов городской инфраструктуры, которая нацелена непосредственно на решение вопросов доступности каждого конкретного объекта.

Самое важное для собственников и арендаторов объектов – это то, что наличие разработанного по московской методике паспорта доступности защищает их от проверок надзорных органов.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предписывает, что при капитальном ремонте или реконструкции объекта (здания, помещения и т. д.) нужно выполнять все возможные меры по его приспособлению для инвалидов. А на период до ближайшего капитального ремонта необходимо принятие согласованных с местным объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Механизм работы по паспортизации следующий:

1. Специально обученные люди проводят комплексное обследование здания или помещений, занимаемых организацией, на предмет доступности для инвалидов.

2. По результатам обследования составляется подробная анкета обследования, в которой максимально правдиво отражается текущая фактическая ситуация в части доступности объекта для инвалидов. В анкете также указываются технически возможные рекомендации по приведению каждого параметра в соответствие с нормативными требованиями (со ссылками на пункты нормативных документов).

3. На основе анкеты обследования разрабатывается паспорт доступности. В отличие от анкеты, это достаточно небольшой документ (обычно занимает один лист А4, заполненный с двух сторон мелким шрифтом). В паспорте кратко описывается степень доступности для инвалидов каждого элемента объекта, перечень плановых мероприятий по приспособлению объекта и срок выполнения работ (срок планируемого капитального ремонта). Причём заказчик может установить любой срок по своему усмотрению (никто не имеет права заставить его выполнить капитальный ремонт в сжатые сроки).

4. Паспорт доступности вместе с анкетой обследования и фотоматериалом рассматривается председателем местного объединения инвалидов. Это может быть как местная организация Всероссийского общества инвалидов, так и любое общественное объединение инвалидов, официально осуществляющее свою деятельность на территории муниципального образования, где расположен объект обследования. По результатам рассмотрения председатель объединения инвалидов согласовывает паспорт доступности.

5. Согласованный паспорт подписывается руководителем организации и хранится на объекте.

6. В случае проверки организации надзорными органами на предмет доступности для инвалидов руководитель предъявляет согласованный паспорт доступности.

7. Даже если на момент проверки организация полностью недоступна для инвалидов, надзорные органы не могут возбудить дело об уклонении от соблюдения нормативных требований по обеспечению доступности. Потому что им предъявлен документ, содержащий полный перечень запланированных мероприятий с указанием срока их выполнения. Это значит, что руководитель организации не уклоняется от соблюдения требований, а планирует их выполнение, причём имеет план, согласованный с общественным объединением инвалидов, то есть с непосредственными пользователями доступной среды.

Особенно важно учесть в паспорте доступности и анкете обследования все предусмотренные нормативными документами мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. Нормативные документы периодически актуализируются, различные их редакции могут противоречить друг другу. Поэтому важно привлечь к обследованию и паспортизации компетентных специалистов, которые учтут все детали и грамотно оценят возможность выполнения различных нормативных требований для каждого обследуемого объекта.

Итак, обязательно ли иметь на объекте паспорт доступности?

Для бюджетных объектов – да, как правило, приказами отраслевых государственных органов предусмотрена обязательность разработки паспортов доступности.

Для частных организаций – нет, это не обязательно. Но иметь паспорт доступности выгодно для самих организаций. Если арендатор небольшого магазина, пекарни или пункта выдачи заказов не хочет, чтобы его оштрафовали за отсутствие безбарьерной среды или чтобы организацию вообще закрыли как не отвечающую требованиям безопасности, проще и надёжнее всего – иметь на руках паспорт доступности.

Московская методика паспортизации может применяться во всех регионах страны. Для частных организаций (не бюджетных) московская методика имеет ряд преимуществ над федеральной. Как минимум, паспорт доступности, разработанный по московской методике, более понятен для восприятия.

Для обследования я использую авторскую анкету. Она одобрена компетентными структурами Правительства Москвы и является значительно более полной, чем базовая. На моём счету множество разработанных паспортов доступности: от клиентских офисов коммерческих банков до крупнейших торгово-развлекательных центров и аэропортов. Крупные организации уделяют пристальное внимание созданию комфортной среды для инвалидов, даже создают специальные структурные подразделения для сопровождения инвалидов и оказания им ситуационной помощи. Тем не менее учесть абсолютно все детали при приспособлении здания и выборе оборудования, как правило, невозможно. Поэтому паспорта доступности служат надёжным источником для планирования будущих мероприятий и для защиты от проверок.

Для небольших организаций со скромным бюджетом установка дорогостоящего оборудования для инвалидов может оказаться неоправданно затратной. Поэтому проще заказать разработку паспорта доступности и спать спокойно.

А об ответственности за нарушение требований доступности поговорим в следующей статье.

Благодарю за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы мотивировать меня на написание новых полезных статей!