Ключевой закон, регулирующий доступную среду для инвалидов в России, - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В этом законе нас интересуют короткая статья 3.1, запрещающая дискриминацию граждан по признаку инвалидности, длинная статья 15, в которой содержатся основные требования к доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, а также короткая статья 16 об ответственности за уклонение от создания доступной среды.
Для целей указанного закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Короче говоря, никто не имеет права каким-либо образом ущемлять права инвалидов. Это относится и к их правам на доступную среду.
Об ответственности за нарушение законодательства о доступной среде мы поговорим отдельно. А сейчас познакомимся поближе со статьей 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур». Для простоты изложения не буду здесь приводить цитаты из закона: изучить первоисточник можно на любом правовом информационном ресурсе. Напишу своими словами основные тезисы.
Первая и самая важная идея статьи 15 заключается в том, что содержащиеся в ней требования должны выполняться не только государственными органами, но и всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм (АО, ООО и т. п.). Когда я задаю проектировщикам вопрос о том, почему они не выполняют все нормативные требования по доступу инвалидов, часто слышу в ответ: «У нас частный инвестор, это его решение». Забавно слышать такие наивные слова, порождённые иллюзией безграничной власти инвестора. В таких случаях задаю вопрос: что круче – решение инвестора или Федеральный закон? Обычно люди понимают.
Итак, что же должны выполнять все организации для обеспечения доступности инфраструктурных объектов (зданий, помещений, организаций) для инвалидов?
- Обеспечивать доступ инвалидов к территории и помещениям объектов и к предоставляемым на них услугам. Инвалиды имеют право не только войти в здание, но и получить все предоставляемые в нём услуги. Необязательно обеспечивать доступ инвалидов в каждое помещение, ведь в разных помещениях могут оказываться одни и те же услуги. Но доступ к каждой услуге обеспечить необходимо.
- Оказывать инвалидам на объекте сопровождение и ситуационную помощь. Важно понимать, что выполнение этой функции не отменяет выполнение предыдущей. Часто представители организаций сферы услуг говорят: «У нас нет пандуса, но, если к нам приходят инвалиды, мы им помогаем». Правильно, вы и должны помогать. Но и пандус сделать должны.
- Правильно размещать оборудование и необходимую информацию, в том числе дублировать необходимую для инвалидов информацию рельефно-точечным шрифтом Брайля. Это одно из немногих конкретных требований, непосредственно прописанных в Федеральном законе. Поэтому контрольные органы часто привлекают организации к административной ответственности именно за отсутствие шрифта Брайля. Ведь для оценки степени доступности объекта может потребоваться привлечение эксперта, а с Брайлем всё понятно: либо он есть, либо его нет. Какую именно информацию следует считать необходимой для инвалидов и дублировать по Брайлю – это может решить руководитель каждой конкретной организации. Но в целом требование такое, что шрифт Брайля должен быть.
- Допускать на объекты инвалидов по зрению с собаками-проводниками (при наличии подтверждающего документа). Даже если организацию запрещено посещать с животными, администрация не имеет права отказать в посещении слепому с собакой-проводником.
Кроме того, по закону на каждой парковке общего пользования должны быть выделены не менее 10 % бесплатных машино-мест для инвалидов. Это места, обозначенные специальными знаками и разметкой, их могут занимать только автомобили, внесенные в Федеральный реестр инвалидов, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов. К парковкам общего пользования не относятся резидентные парковки, где размещаются автомобили только жителей жилого комплекса или только сотрудников бизнес-центра.
Также в Федеральном законе содержится требование о недопустимости разработки проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без их приспособления для инвалидов. То есть любой архитектурный проект должен содержать в качестве отдельного раздела мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства.
Очевидно, что приспособление существующего объекта (здания, помещения, организации) для инвалидов – непростая задача, требующая как материальных вложений, так и внесения изменений в конструктив здания. Существенную часть таких работ можно провести в ходе капитального ремонта или реконструкции здания. Но как быть, если ремонт пока не планируется, а прокуратура уже сейчас требует выполнения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов? Ответ есть.
В подобных случаях закон предусматривает принятие согласованных с общественным объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Оптимальный для организации вариант принятия таких мер – разработка паспорта доступности.
Паспорт доступности – это документ, в котором указывается:
- текущая степень доступности элементов объекта для инвалидов;
- перечень необходимых (планируемых) работ по обеспечению доступа инвалидов разных категорий;
- плановый срок выполнения этих работ.
Паспорт доступности разрабатывается на основе анкеты обследования, в которой детально отражаются все параметры, влияющие на доступность объекта для инвалидов. Особенно важно учесть при обследовании все нормируемые параметры, а также техническую возможность применения нормативных требований на каждом отдельном объекте.
Разработанный паспорт доступности следует согласовать с местным объединением инвалидов. После этого паспорт подписывается руководителем организации и хранится на объекте.
В случае проверки паспорт доступности предъявляется представителям контрольных органов. Если в паспорте точно и правильно указан перечень требуемых мероприятий и плановые сроки их выполнения, значит руководитель организации не уклоняется от соблюдения нормативных требований по обеспечению доступа инвалидов.
Таким образом, грамотно разработанный паспорт доступности – это наиболее простой способ избежать проблем, если ваше здание или помещение не полностью доступно для инвалидов.
Благодарю за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы мотивировать меня на написание новых полезных статей!