Найти в Дзене
16 на 9

«Предлагайте свою цену…»

Оглавление

А сколько-же, на самом деле, я стою?
Пожалуй, этим вопросом неоднократно задавался любой фрилансер.

И по правде сказать - вопросик-то с подвохом. Столько всего в нём закопано, что черти пять ног и два хвоста переломают, пока разберутся. Но мы с вами, к счастью, не черти, а потому - давайте попробуем!

Для начала, типичная «оценка курильщика».

Юный (или не очень) фрилансер Евдоким, выходит на рынок, и сходу попадает в замкнутый круг: заказчики выбирают специалистов по портфолио, крутое портфолио можно собрать только выполняя крутые заказы, без портфолио крутых (да и не крутых) заказов никто не даёт, не имея работы пополнять портфолио нечем, без портфолио тебя не выберут исполнителем - круг замкнулся.

Да как-же получить хоть один заказ??
Да как-же получить хоть один заказ??

Где здесь зарыта собака и как этот порочный круг разорвать, расскажу пожалуй в следующий раз. Но если у кого-то из вас есть догадки как это сделать - милости прошу в комменты.

Но, допустим, фрилансер преодолел этот заколдованный барьер, и наконец-то на его горизонте замаячил потенциальный заказчик. И первый, или один из первых вопросов, который он озвучивает, - «а сколько это будет стоить?».

И вот тут наш герой впадает в ступор. Какую сумму назвать? Здесь развитие событий может пойти по двум сценариям.

Первый: Евдоким идёт на биржу и смотрит среднюю стоимость похожих заказов, которую и озвучивает клиенту. Так себе решение, на самом деле. Ниже поясню почему.

Второй: «Надо назвать такую цену, чтобы он стопудово согласился, а если назову цену как у всех - он уйдёт», - думает наш горе-исполнитель и начинает работать за "писот" рублей / три корочки хлеба / хороший отзыв / крутой проект для портфолио / улыбки и радость детишек (нужное подчеркнуть).

Кто узнал себя в одном из вариантов - не стесняйтесь, пишите в комментах почему автор категорически неправ, In concursu opinionum veritas se revelat.

Начнём пожалуй с детального рассмотрения первого варианта.

Усреднённая стоимость заказа на рынке, это не его реальная стоимость, и даже не та сумма, которую конкретный клиент на самом деле готов заплатить за работу. Это всего лишь статистический показатель средней температуры по больнице. Включая морг. Причём формируется он, как правило, с клиентской стороны. Чувствуете подвох?

То есть человек, не имеющий представления, например об изготовлении табуреток (а он, как правило, не имеет, иначе зачем ему кому-то платить, а не сделать самому?), решает что он готов заплатить мастеру за табуретку условные 500 тугриков только лишь на том основании, что по его мнению табуретка стоит именно столько.
Есть конечно ещё вариант с субподрядами, когда продакшн-студия берёт заказ на изготовление продукта за условные 80 000. Из них 30 оставляет себе, а за 50 нанимает более мелкую контору.
Контора разбивает заказ на 10 частей и нанимает десятерых фрилансеров по 2500. Такой заказчик, чётко знает сколько реально стоит та или иная работа, но не менее чётко у него сформулирован и потолок цены для исполнителя - самому кушать хочется.
При таком раскладе, обладая нормальным уровнем навыков, исполнителю проще плюнуть на фриланс и устроиться в штат, а это уже тема для отдельной статьи.

Второй вариант настолько убог, что я даже не знаю, как его прокомментировать, оставаясь при этом в рамках цензурного русского языка.

Начну пожалуй с того, что искусственно занижая цену на свои услуги, многие рассуждают примерно так: «ну пока начинаю, поработаю за гроши, а вот потоом! Поднаберусь опыта, наберу хорошее портфолио и каак начну зарабатывать огромные деньги!».
Так вот: не поднаберётесь и не начнёте. Низкооплачиваемые заказы, как правило не несут ни полноценной творческой составляющей, ни интересных сложных в решении задач, ни материального благополучия.
Хорошего портфолио из них не получится. А то, что получится, будет привлекать лишь очередных низкобюджетных клиентов. Опять получаем замкнутый круг. И из него есть только один выход - научиться ценить себя и своё время. Как это сделать, вам пожалуй лучше объяснят психологи (здесь могла бы быть ваша реклама, господа мозгоправы).

Это был раз. Два: подобное поведение имеет особенность приобретать массовый характер. «Вася берётся выполнить за косарь работу, за которую я прошу пять. Поставлю-ка ценник 700, а то все клиенты к Васе уйдут». Когда так делают два или три человека - особой беды нет. Но когда их становится несколько десятков, а то и сотен тысяч, то мы получаем резкий обвал среднерыночной цены (той самой средней температуры из первого варианта). Так как клиенты свято уверены, что большинство не может ошибаться и коли сто тысяч человек готовы работать за еду, то зачем платить им деньги?

Это у нас ещё по божески, в других местах вас приплачивать заставят!
Это у нас ещё по божески, в других местах вас приплачивать заставят!

Оценка «здорового человека».

Для начала — небольшое предисловие про оценку навыков и опыта.

Я по умолчанию придерживаюсь позиции графа Толстого, сказавшего: «Если ты берёшься что-то делать, делай это хорошо. Если же не можешь или не хочешь сделать хорошо, лучше не берись вовсе». То есть, прежде чем начинать оказывать кому бы то ни было возмездные, сиречь платные услуги, стоит убедиться, что уровень ваших навыков, насмотренности, владения программами и прочее, не ниже среднего по рынку.
Как это определить? Берём портфолио конкурентов и оцениваем - как это сделано, и смог бы я сделать так же? Если ответ «нет» более чем в 50% случаев - выходить на рынок рано, учитесь.

Разбирать буду на примере родного видеомонтажа, чтобы приводить плюс-минус реальные цифры и конкретику.
Атенсьон! Внимание! Дальше к многабуквам добавится ещё и многацифер.

Начнём с того, что на коленке видео не смонтируешь. Нужен компьютер.
Адептам мобильного монтажа в CapCut на этом моменте рекомендуется три раза прочитать успокоительную мантру «да на телефон сейчас можно кино снять и на нём же смонтировать». Всем же прочим, кто искренне не понимает, почему монтаж на телефоне - зло, рекомендую подписаться на канал. Так вы точно не пропустите следующую публикацию, в которой я раскрою эту тему подробно.

Рилсы, шортсы и прочие
Рилсы, шортсы и прочие

Если вы работаете более-менее серьезно, то к компу нужен ещё второй монитор, пара съёмных ssd, и прочая мелкая бижутерия. Все эти средства производства имеют определённый срок службы. Значит вводим такое понятие, как окупаемость техники.

Считается так: Допустим у фрилансера есть рабочий компьютер, стоимостью 100 000 и сроком службы 3 года. Монитор за 15 000 сроком службы 5 лет. И жёсткий диск за 6000 сроком службы 10 лет.
Для простоты и наглядности я намеренно исключил из расчётов периферию, но вообще-то стоит помнить что всяческие мышки, картридеры и прочее тоже денег стоит.
Считаем в три шага, первым шагом определим общую стоимость всей техники. 100000+15000+6000 = 121 000.
Вторым шагом вычисляем ежедневный износ, в соответствии со сроками службы.
В году 365 дней. Из них, в соответствии с производственным календарём, в среднем, за последние 5 лет, при пятидневной рабочей неделе 247 рабочих дней. Ок. Для наших расчётов подойдёт.

Комп: 3 года = 247х3 = 741
121 000/741 = 163,3
Монитор: 5 лет = 247х5 = 1235+1 = 1236 (високосный год за пять лет будет минимум один)
121 000/1236 = 97,9
Диск: 10 лет = 247х10 = 2470+3 = 2473.
121 000/2473 = 49

Итого, в день: 163,3+97,9+49 = 310,2. Эту сумму умножаем на количество дней, которые мы работаем над заказом. Например 3 дня = 930,6. Как видите за «писот рублей» уже не особо получается работать. А это мы ещё принимаем как данность, что Евдоким на этой технике только работает, а не смотрит сериалы по выходным и не рубится в танки. Идём дальше.

Часовая ставка.
Допустим наш герой живёт в Верхнем Мухозасиженске на съёмной однокомнатной квартире, один.

Итого в месяц у него имеется обязательных трат:
- Аренда квартиры ---------- 12 000
- Платежи ЖКХ -------------- 3 500
- Продукты ------------------- 8 500
- Одежда --------------------- 1 500
- Лекарства ------------------ 750
- Мобильная связь ---------- 400
- Интернет ------------------- 450
======================================================
ИТОГО: 27 100

Прошу заметить, что жизнь его сера и скучна как бетонный забор в осеннюю пору: он не ходит на концерты/вечеринки/лекции, не имеет никакой личной жизни, не балует себя покупками и походами по кафе и ресторанам. А по хорошему всё это тоже стоит вписывать в таблицу выше.

Выше мы уже установили для нашего героя стандартную пятидневку. То есть в месяц у него получается 20 рабочих дней. Предположим, что 50% своего рабочего времени Евдоким посвящает поиску заказов, и ещё столько же у него уходит на их выполнение.
27100/10 = 2710+310,2 = 3020,2 себестоимость одного дня работы нашего героя. Что, при работе по 10 часов в день, даёт нам себестоимость часа в 302 рубля. Две копейки отдадим на благотворительность.

На это сверху уже можно накручивать добавочную стоимость в зависимости от сложности заказа, его срочности, собственного ЧСВ Евдокима, и множества других факторов.

Например наш фрилансер считает, что сможет выполнить заказ за два дня. Сложность низкая, срочности нет. И решает накинуть к себестоимости минимальные 10%.

Получаем: 302+30,2 = 332,2х10 = 3322х2 = 6644 полностью оправданная цена выполнения заказа.

С этого заказа Евдоким будет иметь 205,36 чистой прибыли. Да, именно так, а не 604. Потому, что государство заберёт у него 6% в виде налога на профессиональный доход, так как фрилансер - законопослушный гражданин, своевременно зарегистрировавшийся в качестве самозанятого, исправно платит налог. Об этом тоже стоит помнить.

Ну и напоследок.

Уже чувствую, как вы ехидно настукиваете что-то вроде:

- Да где ты такие расценки взял, это нереально вообще, аренда в сто раз дороже стоит!

Да, я не преследовал цели, сделать расчёт на полностью реальных цифрах, и показал только принцип, скелет. В нужные места которого, вы сами сможете подставить необходимые значения и получить результаты, подходящие именно для вас. Для упрощения и наглядности были опущены некоторые нюансы, как например расчёт времени и стоимости отпуска и больничных. Но цены, в том числе на аренду, плюс-минус реалистичны на июль 2024 года.

В заключение хочу пожелать фрилансерам адекватных заказчиков, заказчикам - ответственных и талантливых исполнителей, всем без исключения спокойствия и благополучия и несомненно огромных успехов. Жмите пальцы, подписывайтесь на канал, и да пребудут с вами печеньки!