Творческий симбиоз филолога с антропологом. Результат - дюжина полновесных хитов, и примерно столько же, "неразорвавшихся", но равноценных раритетов, ошеломляющих при запоздалом ознакомлении.
Если Либер и Столлер - "ильф и петров" рок-н-ролла 50-х. Тогда Говард и Блейкли кто-то вроде "гениса и вайля" в поп-музыке 60-х.
Не каждая их песня была становилась хитовой, но любая звучит как потенциальный хит хотя бы в одной стране, в одном районе, в голове единственного поклонника, для которого нет её прекрасней.
Мне доводилось встречать людей, годами произносивших вместо приветствия магическое Zabadak! И выслушивать восторженные отзывы диско-фриков конца 70-х на энергичный саунд десятилетней давности, созвучный новинкам Фариана если не по ритму, то по темпераменту.
Главным интерпретатором сочинений Говарда и Блейкли стала группа с двойным названием DDD BMT или Dave Dee and Co, объединившая молодых, но компетентных профессионалов.
Фрик-бит, романтика и клубный грув субкультуры "модов" - все это было написано, спето и сыграно участниками группы, как грамотная пародия на Zombies (Marina), Herman's Hermits (Shame), The Yardbirds (He's a Raver) и т.д. В одной из работ слышен не блюзовый Cream. Хотя, тому, кто не успел познакомиться с музыкой легендарного трио, жутковатая The Sun Goes Down могла показаться чем-то единственным в своем роде. Фонограммой тайного ритуала друидов, или еще каких личностей в балахонах.
Всё это было хорошо, но всё это уже было.
А материал, поставляемый тандемом, звучал поэтично и в меру оригинально, без быстро устаревающего эпатажа. Вещи Говарда и Блейкли выделяются даже в оркестровых попурри, скажем, Джеймса Ласта.
Включая обэриутскую "визитную карточку ансамбля", довольно ранний образчик белого "рэпа" наряду с безумным опусом Наполеона XIV. Любопытная деталь - в местах откуда я родом, "отправить на четырнадцатый" означало посадить в сумасшедший дом, где он, собственно, и располагался.
Забойно-ироничные шлягеры DDD BMT можно было уловить не только в эфирах "радио-хулиганов", но и на киноэкране. Пока обсуждают свои делишки друзья Виктора Чернышева, из окна в центре столицы (20 мин. 01 сек.) доносится Hold Tight - некто "Бублик" тоже крутит Говарда и Блейкли.
За универсальным боевиком Чапмена и Чинна скрывается би-сайд с авторским хард-роковым шедевром группы Sweet. Синглы Дэйва Ди и Компании составлены по схожему принципу. Судите сами.
Словами и мотивами Говарда и Блейкли впервые запел с пластинки Фил Коллинз. И, как обычно, это были не совсем обычные слова на фантастическую тему в проекте "Ковчег-2". Не совсем прог-рок, скорее зонги-иллюстрации к спектаклю в духе психоделических номеров мюзикла "Волосы". Местами "Пылкая молодежь" звучит как чехи, а то и советские ВИА, но свежо и, скажем так, не противно.
Изучая "британский след" в репертуаре позднего Элвиса, мы обязательно отметим великолепную I've Lost You, которую так же написали два англичанина с серьезным академическим бэкграундом.
Они цитировали древних греков и Шекспира.
Рифмовали "трабл" и "рубль" в озорных куплетах с припевом "да здравствуют английские параши", эксплуатировали блатные-хороводные "сиртаки" и "семь-сорок", не забывая выдавать что-нибудь ударно-современное в духе молодежных дискотек и теле-шоу.
Или историю крушения яхты "Антуанетта" в пересказе владельца-утопленника. Зловещему флеру этого антипода "Желтой субмарины" ближе We Love You. При этом, что так же важно отметить, от Битлз и Стоунз музыка Dave Dee & Co была равноудаленной.
Колокольный звон - безотказный способ привлечь внимание и создать атмосферу до того, как что-либо прозвучит или произойдет. Именно под него вошел "с того света" в мир большой поп-музыки Питер Фрэмптон. Предвосхитив колокольные прелюдии "Саббата" и "Мамы".
И все-таки большинство песен Говарда и Блейкли - светлые пятна на темном фоне. Блики и зайчики, скользящие по стенам домов. Их можно встретить где угодно - даже там, куда солнце, в обычном понимании слова, не заглядывало веками.
А вас почему-то угораздило оказаться именно там. Но и это тоже пройдет, как поется в одной из более ранних песен Говарда и Блейкли, пройдет и это.
Останутся только слова и мелодии. That's The Way, например, вещь нетленная - это заметно даже в инструментальной версии Гарольда Геллера, сказочной, но недоступной, а посему насладимся оригиналом.
James Horne, боюсь, что и под этим псевдонимом может скрываться вездесущий Питер Ли Стерлинг , вокалист от Бога, плодовитый автор-исполнитель и продюсер, среди прочего, лучшей сольной работы Дэвида Байрона Cry Baby Killer. По крайней мере голос в Love Motion точно его - Питера Ли Стерлинга.
Вторую композицию с этого сингла Говард и Блейкли вскоре подбросили квартету "Морские камешки". Из тех песен, что кажутся знакомыми, хотя вы скорее всего слышали нечто похожее.
Панегирик соавтору столь ярких и остроумных песен следует заканчивать "на фейдах", без громких слов, громоподобной коды, так же, как они затухают постепенно, оставляя о себе приятное воспоминание.
Alan Tudor Blaikley (23. III. 1940 – 4. VII. 2022)
P.S.
Маленький бонус - снимок 1999. За малиновой лампой (под Роллингами и Холлиз) фото DDD BMT из югославского журнала Džuboks.
Висит сто лет.