Где хотели строить эту станцию? Какое у неё могло быть название, и почему многие произнесли бы его неправильно? Неужели здесь вообще не должно было быть станции, а всё остальное - лишь выдумки? А также - как выглядят конструкции, которые успели сделать? Где сейчас можно найти "наземный вестибюль"? И почему достраивать эту станцию в будущем никто не собирается? Об этом и не только расскажу сегодня.
Произносите правильно
Возможно, иногда вы задумывались, почему перегон между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" на Замоскворецкой линии такой длинный? Поездка занимает 4 минуты, а протяжённость тоннелей составляет около 3 км. Всё дело в том, что здесь должна была располагаться ещё одна станция. Примерно там, где сегодня пересекаются Жуков проезд и Дербеневская улица. Собственно по ней платформе и хотели присвоить название.
Ударение в названии "Дербеневская" ставится на вторую букву "е". А то до сих пор существует немало людей, которые считают, что улицу, набережную и железнодорожную платформу нарекли в честь поэта-песенника Леонида Дербенёва. Но буквы "ё" в наименовании нет. Раньше здесь было урочище Дербеновка. Оно известно с 14 века. Скорее всего, в основе лежит слово "дерба". Им обозначали пашню, с которой снимали верхний слой земли. А потом она снова зарастала деревьями и кустарниками.
Но вернёмся к самой станции. Во многих старых советских проектах и перспективных схемах вы не увидите "Дербеневскую". Перегон между "Павелецкой" и "Автозаводской" и правда получился внушительным. Однако начиная с конца 1930-х годов Московское метро стали сооружать более экономно. Тоннели оказалось строить проще и дешевле, чем станции. Тем более глубокие. Поэтому на Замоскворецкой и Арбатско-Покровской линиях даже в пределах Садового кольца перегоны уже делали намного длиннее, чем на той же Сокольнической. Вроде бы звучит логично. Однако всё несколько сложнее. Об этом я расскажу немного позже.
Загадки планирования
А пока представлю вам одну из популярных версий. Прокладку этой части линии (от "Театральной" до "Автозаводской") начали в 1941-м. Однако работы прервали из-за Великой Отечественной. Возобновили их в мае 1942 года. В интернете можно встретить информацию, что есть документы, в которых указано следующее. Здесь не хотели строить станцию. А просто решили сделать спуск через вентиляционную шахту под землю, чтобы обеспечить укрытие для сотрудников Первой Ситценабивной фабрики. Она располагалась неподалёку. Там тогда производили очень важные вещи для фронта. Например, парашютную ткань.
Однако эта версия, скорее всего, не может считаться общепринятой. Дело в том, что существует книга "Пять лет Московского метро". Она вышла в 1940 году и содержала в себе раздел о перспективах развития этого столичного вида транспорта. На её страницах напечатали схему. Там вы можете увидеть станцию практически в том же месте, где планировали "Дербеневскую". Она указана, как перспективная.
К сожалению, построить полноценную платформу, видимо, не смогли. По каким причинам - неизвестно. Тем не менее, сделали наклонный ход. Он требуется для установки эскалаторов, которые ведут на поверхность. Выходит он около дома №12 на Дербеневской улице. Выглядит, как неприметный вход в подвал. Под саму станцию строители вроде бы оставили задел. Только вряд ли его можно будет когда-то превратить в действующую платформу. Почему, расскажу далее.
Её не будет никогда
Вновь про "Дербеневскую" вспомнили в конце нулевых. На перспективной схеме Московского метро 2010 года можно увидеть эту станцию. Однако до строительства дело так и не дошло. Ну а спустя 11 лет стало поздно. На земельном участке, под которым находился станционный задел, начали возводить офисные здания. Да и без этого работы по сооружению глубокой станции почти что в центральной части города весьма сложны. Таким образом, строить "Дербеневскую" уже никто не собирается.
Конечно, станция метро здесь бы пригодилась. Несмотря на то, что основное пространство занимают разные офисы, тут всё-таки есть и жилые дома. Кроме того, никакой общественный транспорт ни по Дербеневской улице, ни через Жуков проезд не ходит. До "Павелецкой" пешком достаточно далеко. Есть ещё железнодорожная платформа Дербеневская, которая когда-нибудь станет частью МЦД-5. Но, во-первых, точно не известно, через какое время это случится. Во-вторых, идти до неё пешком тоже в районе 15 минут.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!