Найти тему

Опыт прочтения "Утраченных иллюзий" О. де Бальзака

Если можно было бы переименовывать книги, этот роман я бы назвала "Преданные принципы". Потому что это более всего соответствует образу главного героя Люсьена Шардона (который сам предпочитал именоваться Люсьеном де Рюбампре). Да, героем в классическом смысле этого слова Люсьена можно назвать с большой натяжкой. Потому что на страницах романа мы наблюдаем его превращение из героя в антигероя и обратно бессчётное число раз.

О чём эта книга в общих словах? Двадцатые годы XIX века, во Франции эпоха реставрации Бурбонов. В провинциальном городке Ангулеме живут два друга: молодые люди Давид Сешар и Люсьен Шардон. Давид получил профессию печатника и владеет типографией своего отца — кстати, страшного скупердяя. Старый печатник не то что не баловал своего сына — он вынудил его купить у него типографию и тем самым вогнал в большие долги. Напротив, у его друга Люсьена есть мать и сестра, которые души в нём не чают. Они прочат Люсьену великое будущее, верят в его гений. Сам же юноша мечтает достичь славы на поприще литературы: он пишет стихи и прозу — романы в духе Вальтера Скотта.

В первой части романа представлена ангулемская жизнь. В основном это история Люсьена и его взаимоотношений с госпожой де Баржетон, местной провинциальной знаменитостью и аристократкой. Во второй части Люсьен и его возлюбленная отправляются в Париж, там они вскоре разочаровываются друг в друге, и Люсьен со временем оказывается с головой втянут в журналистскую и литературную жизнь. Собственно здесь и состоялось крушение иллюзий и амбиций наивного провинциала. В третьей части мы вместе с Люсьеном возвращаемся в Ангулем, где основными героями становятся Давид Сешар его жена Ева, сестра Люсьена. И здесь судьбы героев вновь переплетаются. В третьей части мотив утраченных иллюзий усугубляется на примере краха надежд честных тружеников — изобретателя Давида и его жены.

Что же "не так" с Люсьеном? Прежде всего нужно сказать, что всё очень даже "так" у его автора, потому что Бальзак создал действительно интересного героя, сотканного из сильных желаний и противоречивых стремлений. К тому же книга, написанная 180 лет назад, повествующая о событиях почти 200-летней давности, оказывается невероятно созвучной нашему времени. В "Утраченных иллюзиях" мы видим внутреннюю кухню того, что теперь называется большим успехом (деньги, положение в обществе) и понимаем, что за столько лет принципы достижения этого успеха остались теми же.

-2

Основным двигателем в развитии характера Люсьена является его тщеславие. Второе, что мне бросилось в глаза, — это исключительная "ведомость" героя: он склонен не только прислушиваться к мнению авторитетов, но и менять эти авторитеты, создавая себе кумиры и развенчивая их, столько раз, сколько нужно для достижения его целей. Подобное поведение требует хитрости и изворотливости ума, которыми юноша как раз не отличается. Он лишь воображает себя игроком на крупную сумму, тогда как в действительности не в состоянии просчитать свои действия на несколько ходов вперёд. Самым ярким примером этого является смена его политических взглядов во второй части книги, которая знаменовала собой тотальный крах его карьеры журналиста. Однако примеров можно привести гораздо больше.

Люсьен питает слабость к возвышенным идеям и чувствам, что в общем-то естественно для поэта того времени. Дружба Давида и их совместные юношеские мечты, преданная любовь сестры и матери, их готовность жертвовать всем ради счастья брата и сына, строгость жизни Даниэля Д'Артеза и членов его кружка, вдохновенных творцов и мыслителей — всё это волнует Люсьена и вызывает у него желание соответствовать своим друзьям и родным в благородстве их чувств и поступков. Вот только когда доходит до дела...

Когда доходит до дела, Люсьен поступает так, как внушают ему ложные друзья, вроде журналиста Этьена Лусто. Или ведёт себя так, как ждут его недоброжелатели: Растиньяк, барон Сикст дю Шатле. Госпожа де Баржетон и её "кружок" в Париже с лёгкостью губят репутацию незадачливого поэта-журналиста, и им даже не приходится корректировать для этого свой план. Поразительная беспечность Люсьена в житейских делах приводит к тому, что он становится злым гением обузой для всех, кому он дорог. Основной сюжет третьей части завязан именно на том, как скрывался от судебных преследований и разорился Давид Сешар, из-за того что его лучший друг и шурин подделал его векселя. Но наиболее ярко эта роковая черта Люсьена проиллюстрирована в истории его взаимоотношений с возлюбленной, актрисой Корали.

Как по мне, любовь Корали — это лучшее что случилось с Люсьеном во время его парижской жизни. Наряду с дружбой с Даниэлем Д'Артезом и другими членами его кружка, конечно же. Финал этой любви оказался трагичен (дружба с Д'Артезом вообще-то тоже). Сцена, когда убитый горем Люсьен вынужден писать весёлые песенки над гробом своей возлюбленной, чтобы заработать деньги на её похороны, одна из самых сильных в романе, на мой взгляд. Дело даже не в том, что девушка заболела и умерла из-за него, из-за того что слишком прониклась его проблемами и взяла на себя большую часть их совместной ноши. Читая роман, я обратил внимание на то, как робко и вяло Люсьен защищает память о своей возлюбленной. Несколько персонажей впоследствии повторяли ему одну и ту же, циничную в общем-то, мысль: вы совершили ошибку, продолжая открыто сожительствовать с актрисой, вместо того чтобы предпочесть ей госпожу де Баржетон, которая снова вас поманила. Если бы вы не пренебрегли знатной дамой, ваша судьба сложилась бы иначе.

На эти замечания герой не отвечает ничего. И читатель понимает, что, доведись Люсьену снова оказаться в гуще тех же событий, его поведение было бы иным: расчётливым, прагматичным, ещё более себялюбивым.

-3

Но довольно обвинять героя, пора бы сказать уже несколько слов в его защиту. В чём, собственно, его вина? В том, что впитывал как губка чужие советы, не делая различий и не сверяясь с собственным нравственным чувством? — Да, очевидно. Но вот упрекать героя за само наличие определённых желаний и амбиций — дело, по-моему, неблагодарное. В "Утраченных иллюзиях" тоже есть и блеск, и нищета. Причём распределены они совершенно несправедливо, но это не может являться для нас новостью. Труженики, изобретатели, творцы получают в удел нищету, тогда как для блеска не требуется особых дарований и полезных дел. Достаточно лишь обладать определённой сноровкой, изворотливостью, а иногда и просто получить всё по праву рождения. Потом, мне в принципе нравятся герои, которые не довольствуются тем, что имеют, и хотят изменить свою злую судьбу. Герой Бальзака как раз из таких. Но опять же, возникает вопрос средств и способов: как именно они это будут делать.

Проще всего было бы сказать: Люсьен должен был бы следовать заветам своего друга Д'Артеза, стать упорным и самозабвенным тружеником от литературы, наплевать на признание успех и светскую жизнь и т.д. Но в том-то и дело, что в третьей части романа Бальзак ясно показывает, к чему чаще всего приводит подобная установка на примере вдохновенного изобретателя Давида Сешара. Давид действительно много работал и нашёл реальный способ удешевить производство бумаги. Вот только оторванность от практической жизни, нежелание играть в коммерческие игры сослужили ему и его семье плохую службу. Сешары не только не разбогатели, но фактически дали ушлым дельцам братьям Куэнте себя обобрать, позволили им паразитировать на изобретении Давида и чуть было не пошли по миру.

-4

Так вот и получилось: в своей жизни Люсьен и Давид, два близких приятеля, делали совершенно разные выборы. Но их судьбы друг друга зеркалят, утрата радужных иллюзий юности настигла обоих.

Так что книга исподволь подводит нас к очень неутешительным выводам о современном обществе. Помимо пресловутого итога "жизнь очень сложная штука" сказать в финале особо-то и нечего.

Ах, да. Несмотря на гигантский размер, роман "Утраченные иллюзии" мне "до жути понравился". "Заставляет задуматься о многом" и всякое такое прочее.... Теперь у меня на очереди другие произведения Бальзака из его "Сцен провинциальной жизни".

Читали "Утраченные иллюзии"? Как вам?