На стыке двух нескольких обучений, раздумываю и объединяю темы: теории поля, избегание депрессии, про пограничные состояния и контрпереносы.
Так устроен сегодняшний мир, непросто, что требование кризисного времени – «Справляйся, не успевай пережить!»
Это обилие новостей, которые не задерживаются и тут же сменяются другими новостями, переключение на новые темы, быстрое перемещение фокуса внимания, страх пауз...
Накапливается напряжение, чувства остаются неразличимы, мы мчим дальше, список дел - как электронная игра с детства "Волк ловит яйца", что уже падает, то и в приоритете.
И в результате нарциссических требований мира: достигать, быть уникальным, быстрым, сообразительным, действовать сразу, без пауз - мы многого достигли (и многого уже и не достигнем) и устали так сильно, что и как отдохнуть не знаем, инструкций не давали! Глушим в себе эту загнанную лошадь, не ищем помощи и пощады. И так хотелось бы к какому-нибудь взрослому "на ручки"!
Но похоже, взрослые – это мы, и мы не со всем справляемся.
Как было бы здОрово и здорОво переживать эти напряжения неудовлетворенности?
Короткий способ различения состояний по наличию надежды на желаемое:
когда есть надежда - мы будем злиться,
когда нет надежды - мы будем печалиться.
И как же психика справляется с неисполнением потребности (фрустрации)?
Коллега предложила обратиться к простой форме:
фрустрационная модель Гордана Ньюфелда
Неудовлетворённая потребность создаёт напряжение, которое можно пережить несколькими путями, через:
- слёзы тщетности,
- адаптацию,
- а при избегании переживания тщетности - через разрядку агрессии к другому,
- или подавление агрессии к другому, а разворот к себе, создание изматывающего состояния самобичевания,
- следствие - депрессию.
А из депрессии путь хороший есть - в терапию, и работа в терапии будет направлена на избегаемую депрессию, и состоять из этапов:
- Поддерживание дифференсации чувств состояния: поддержка обнаружения чувств, более глубоких, скрытых за первичными чувствами и ощущениями, за подавленностью, унынием, самообвинениями, агрессией – поиск желаний и потребностей, которые привели к состоянию.
- Работа с агрессией: кому предназначена.
Каждый может разозлиться — это легко;
но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько,
насколько нужно, и тогда, когда нужно,
и по той причине, по которой нужно,
и так, как нужно, — это дано не каждому.
Аристотель
3. Признание ограничений: принятие реальности, сопереживание, доверие, качественное присутствие терапевта.
4. Процесс перехода от депрессивного состояния к способности горевания. Эстетика проживания горя, сострадание себе.
5. Развитие индивидуации, внутренних опор, отдельности, адаптация, развитие личности.
Маленькими тонкими шажочками - к себе, в развитие до нового кризиса!
Возвращаюсь к началу мысли, о бОльших процессах и массе людей, бегущих от "плохих" переживаний, имеем много уставших злых людей, не знающих, как остановиться, и "вдруг" оказывающихся в депрессии.
Автор: Юлия Пахота
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru