Найти тему
Борис Седых

На РТМе

Из свободного источника.
Из свободного источника.

Начало здесь. Тем временем подводная лодка проекта 671 РТМ, за бесшумность и маневренность грозно прозванная зубастой «Щукой», бродила в западной части Центральной Атлантики. Выслеживала атомоходы вероятного противника типа «Огайо», выполняя многоцелевую боевую задачу для своего класса кораблей — по приходу специального сигнала «О» уничтожать бомбовозы супостата, баллистические ракеты с ядерными боеголовками которых нацелены на мирные города СССР.

Размеренная жизнь закончилась с получением шифротелеграммы категории «Торпеда».

После сеанса связи в центральном появился вечно неунывающий командир БЧ-4, причём с закрытыми глазами. Обитатели ГКП (главный командный пункт) сему значения не придали. Может, главный связист тренируется перемещаться по лодке в кромешной темноте? На случай аварийной ситуации. Или ещё как чудит, привлекая к себе внимание. От скуки в автономке всякое бывает.

Доложил командиру:

— Вот, прилетело… Таищ… — не открывая глаза.

— Что зажмурился? Валера Викторович, хватит придуриваться.

— Никак нет. Написано: «Только для командира». Я даже ленты клеил с закрытыми глазами, надеюсь, не криво получилось?

— Нормально, — снисходительно отозвался командир, всерьёз опасаясь вменяемости подчинённого.

Внимательно прочёл, расписался, где положено, буркнул:

— Свободен! Топай к себе в рубку связи, — и вслед пошутил, — только глаза не открывай.

Сам немедленно направился к штурману разбираться с содержимым длинного сообщения.

Штурман Мишка краем глаза и четвертью уха наблюдал мизансцену в центральном. Встал рядом с автопрокладчиком. Командир протискивается в рубку, штурманюга замер по стойке смирно в ожидании приказа, а глаза закрыты. Нет, не как у покойника, а зажмурены в потугах, будто у него запор.

— Михаил, ладно командир БЧ-4, бесперспективный, старый как говно мамонта, но ты-то — молодой каплей, небось мечтаешь стать на командирский мостик, а повторяешь за ним, как попка, — не преминул сделать замечание командир.

— Подумал, чем меньше знаешь, тем крепче спишь.

— Ладно, давай вместе разбираться с этой филькиной грамотой. Чую не до сна сейчас будет никому.

Когда на генеральной карте выстроился новый маршрут следования, аж к берегам далёкой Антарктиды, Кэп глубоко вздохнул, оценив обречённость и перспективы нового курса, на долю секунды задумался, страшась такое произносить вслух: «Похоже, всё катится к Третьей мировой войне».

Надо было поспешить.

Дал команду ВИМу (вахтенному инженеру-механику):

— Турбине средний ход!

Гребной винт немедленно отозвался, заметно ускорив вращение, лодка быстро набирала ход.

Ровно через две минуты дал команду рулевому:

— Право на борт! Ложиться на курс 170 градусов!

Рулевой заложил со всей пролетарской дурью так, что крен достиг градусов пятнадцати.

Кэп завизжал, как носорог перед убоем:

— Боцманюга, глядь такая! Ты не пилот «Фантома» над Вьетнамом! Аккуратнее!

Рулевой хотел оправдаться, мол сами такую команду дали, не указав градуса закладки вертикального руля, но не успел — получил тапком по затылку от ВИМа, поэтому промолчал.

Здесь надо напомнить про замечательную новенькую лодочку.

Подводные лодки проекта 671РТМ (К) «Щука» относились к серии советских торпедных атомных подводных лодок, разработанной под руководством главного конструктора Г. Н. Чернышёва. В дальнейшем стали модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда были построены: 21 корабль проекта 671РТМ и 5 кораблей проекта 671РТМК. Отличаясь сравнительно небольшим уровнем внешнего шума, РТМки были близки к американским атомным подлодкам «Лос-Анджелес», поэтому легко могли брать за цугундер атомоходы с баллистическими ракетами типа «Огайо». К началу описываемых событий таких замечательных кораблей было уже четыре на вооружении СФ и целая щучья стая на ТОФе, в количестве девяти единиц.

Лодка, красивейшая, с сексуальной бульбой в корме, новенькая. Великолепная обитаемость, ничто не ломается, пробирается в глубоких, тёмных водах Атлантического океана. Ещё неделю назад экипаж жил размеренной устаканившейся жизнью в соответствии с БГ-2 в подводном положении. Смена за сменой, сутки за сутками, всё по расписанию. В качестве бонуса — никакого дурдома береговой службы в Западной Лице. За кормой почти тридцать суток морей, экипаж бодр, только командир в постоянном напряжении. Это понятно, такая его юдоль, он в ответе за всех.

В автономке подводники любили разыграть соплавателей, порой на грани фола. На флоте всегда так: служить до изнеможения, шутить — дерзко. Химики, те самые «дусты» превзошли все ожидаемые рамки приличия, веселили себя, весь жилой отсек, затем и весь экипаж. Два мичмана, весёлых старичка-лесовичка Саня и Юра, вечно подшучивали друг над другом. Заводилой и выдумщиком слыл Саня. Юра был постарше, серьёзный на вид и фантастического образа мичман, потому как не курил и пригублял чутка по праздникам небольшую дозу. К тому же, у него болели коленки, потому задумал он в автономке худеть.

Цель хорошая и полезная для здоровья. Кто-то в море штудирует «Устав Караульной и Гарнизонной службы», кто инструкции изучает, повышая свой профессиональный уровень. Есть и такие, кто берёт с собой любимый томик Гумилёва. Замечательное время и возможность почитать, поднять образовательный уровень и даже расширить кругозор, так как автономка для подводника — считай, отпуск при части, только бы в катастрофу не увязнуть, о чём ни один никогда не думает. Беды бояться — в море не ходить.

Дружбан Саша решил способствовать благим намерениям друга, как на ум пришло в условиях боевой службы. И, как белошвейка, каждый день, пока Юра спал, неся вахту во вторую смену, при поддержке группы сподвижников из третьей смены тырил РБ и ушивал по чуть-чуть в швах. Друзья всё-таки от души желали Юре достичь поставленной цели. И так каждые сутки — веря, что их усердия приведут брата по оружию в стройную форму его мечты!

Так проходит две недели…

У Юры уже пуговицы на куртке внатяжку. И в штанах он дефилирует как в лосинах, нагнуться еле может.

— Ужас! — переживает Юра. — Хожу только на завтрак и вечерний чай, а так разнесло.

Не все знали о «заговоре».

При встрече в отсеках каждый любопытный норовил вставить свои пять копеек:

— Юра, вот тебя раздуло. Ты вроде худеть собрался?

Сделав выводы, Юра стал ходить только на вечерний чай.

Когда несчастный спалил «заговор», наконец обратив внимание на непрофессиональные швы подводников-белошвеек, вой по лодке стоял такой, что его было слышно даже в кормовых отсеках, все ржали, как кони. Экипаж готовился и ждал фееричной развязки.

Труд оказался вознаграждён, эффект военно-морского прикола достигнут. Можете себе представить усердия шутников, каждый день ушивавших РБ на пару миллиметров? Все смеялись от души, сотрясая глубины Атлантики взрывом эмоций русских подводников. Да и кто бы мог подумать, что на самом деле творится в тех водах…

Тем временем международная обстановка в отношениях между Великобританией и Аргентиной к апрелю 1982 года накалилась до предела.

Совет Безопасности ООН призывал решить конфликт путём переговоров, но ни одна из сторон уступать не собиралась. Британское правительство предупредило, что будет топить без разбора все Аргентинские суда, которые окажутся ближе 200 миль от Фолклендских островов. А расстояние от прибрежной части Аргентины до островов, напомню, всего 287 миль.

К началу таких благословенных для советского подплава восьмидесятых флот Аргентины состоял из ретро-кораблей времён Второй мировой, но были единицы и свежей постройки. В составе Armada de la República Аrgentinas находилось две подводные лодки, бывшие американские, с последующей модернизацией: ARA Santiago del Estero С-22, выведенная в резерв по небоеспособности годом ранее описываемых событий, и ARA Santa Fe С-21 (номинально боеспособна, но техническое состояние было ужасающим). Её также планировали выводить в резерв в сентябре текущего года. Возраст этого «грозного» подводного дуэта давно обогнал возраст Христа со времён спуска на воду в Segunda Guerra Mundial (Вторая мировая война), но в условиях назревающей войны предполагалось использовать всё, что может плавать и стрелять.

Наряду с ними в строю находились ещё две относительно свежие дизель-электрические лодки десятилетней давности: ARA Salta С-33 и ARA San Luis С-32.

Кэпу ARA Santa Fe Орасио Бикаину была поставлена задача доставить к Мальвинам разведывательно-диверсионную группу из тринадцати боевых пловцов спецподразделения (Agrupación de Buzos Tácticos, APBT) ВМС Аргентины и обеспечить их высадку. Тактические водолазы традиционно являлись самым элитным подразделением. Меж тем Аргентинскому командованию было невдомёк, что для этих опытных и отважных бойцов лодка Santa Fe представляла в несколько раз большую опасность, в отличие от британских солдат гарнизона Порт-Стенли на Фолклендах.

На то были серьёзные основания. Прочный корпус субмарины и компрессоры изношены настолько, что лодка могла погружаться лишь на перископную глубину. Аккумуляторные батареи практически мёртвые, что предельно ограничивало время хода под электромоторами в подводном положении. Дизели выработали свой ресурс, отчего жрали масло, как лошади на водопое. Часть торпедных аппаратов лишили боеспособности крышки, приваренные намертво временем и коррозией. Все системы и оборудование подводного корабля делились на убитых и смертельно раненых. Однако ветхое состояние субмарины на контрасте компенсировалось зашкаливающим патриотическим духом аргентинских подводников, который оставлял не у дел техническое состояние лодки.

31 марта исключительно на энтузиазме подводников лодка добралась к месту высадки десанта вблизи Порт-Стенли абсолютно незамеченной и затаилась в бурливших от напряжения водах Атлантики. Горстка элитных бойцов Buzos Tácticos отошла на трёх надувных лодках, чтобы через двадцать минут высадиться на побережье британской заморской территории.

Спецоперация «Росарио» началась. Аргентина стремительно перешла в фазу борьбы за право владения важным перевалочным пунктом на пути из Атлантического океана в Тихий, позволяющим контролировать Южную Атлантику — архипелагом Фолклендских островов, что в дальнейшем неминуемо привело к полномасштабным боевым действиям на море.

Продолжение здесь

Желающим оказать поддержку в издании книги, или получить экземпляр первого издания прошу обращаться к редактору Светлане по тел. +79214287880.

Желающим оказать материальную помощь можно сделать перевод Сбер., привязанный к номеру телефона Светланы.

С уважением, Ваш Борис Седых!