Найти в Дзене
Гостья из прошлого

Тайны строительства тоннеля, связывающего материк и Сахалин

Связать Сахалин с материком пытались еще в Царской России. Проводились исследования по возможности проведения наземных или подземных путей, но проект так и не был запущен. Было решено, что проект нерентабельный, есть более важные проблемы, да и средств таких в стране не было. В 1929-30 годах вновь пробовали вернуться к строительству, однако текущее состояние страны, военное положение, и так бедственное состояние так и оставили проект тоннеля на бумаге.

Начало тоннеля. Наши дни
Начало тоннеля. Наши дни

Проект запущен

Окончательно к проекту вернулись в 1950-ом, под грифом секретности. В документации сахалинский проект был обозначен двойным номером “Строительство N5-6-507”, так как прокладывать пути предполагалось сразу с двух концом трассы.

И.Сталин отпустил на строительство и запуск тоннеля всего три года. К 1955 году предполгалось, что тоннель будет действовать на полную мощность. Было запланировано вырыть 10 км полотна для тоннеля, подвести подводные пути через Татарский пролив, тоннель должен был соединить мыс Лазарева и мыс Погиби.

-2

На строительные работы было задействовано 27 тысяч человек, из них 8 тысяч заключенных, остальные было военные и наемные рабочие. Заключенных выпустили по УДО за подписку о невыезде на период строительства. По окончании работ предполагалось отпустить всех по домам. Условия работы правда были настолько плохие, что заключенные наверно сами были не рады такому освобождению. По сегодняшним меркам условия содержания рабочих сопоставимы с ГУЛАГ-ом.

Смерть Сталина и изменение курса СССР

После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев поменял очень много проектов, запущенных вождем пролетариата. Сахалинский проект в том числе был заморожен. Официальной версией стала амнистия 53-го года, после которой якобы заключенные покинули строительство, однако есть сведения, что со стройки ушло около 300 рабочих – ничтожная цифра по сравнению с общим количеством.

По другим данным, строительство остановили из-за аварии, произошедшей в тоннеле. Во время работ прорвало стенку тоннеля. Внутрь попал большой поток воды, за короткое время тоннель затопило, погибло много людей. Но официально об этом ничего не объявляли. Все-таки гриф секретности, да и зачем мирным гражданам СССР беспокоиться из-за этого, когда есть много других проблем.

Какие планы?

Правопреемник СССР долгое время не трогал проект. Однако последние годы правительство вновь задумалось о необходимости соединения материка с островом и проложения пути до Японии. Правда сейчас дискуссии идут о том, что лучше – наземное объединение, путем проложения моста, или все-таки тоннель. Будет ли запущен проект еще раз, покажет время.