Начиная приблизительно с 1965-го года развитие МИНИМАЛИЗМА в декоре посуды в странах Европы и в СССР пошло разными путями. В Европе это вылилось в продолжение курса на экономию производства за счёт примитивизации росписи и на "голую" функциональность с точки зрения формы. В СССР в преддверии "юбилейных" лет (1967-1972) об экономии росписи не могло быть и речи, а вот формы действительно претерпели изменения: "перехлёсты" раннего МИНИМАЛИЗМА со сложными изгибами сухарниц, словно выкроенными по лекалам АР-НУВО, с принципиальным отказом от выемки под донце чашки на блюдце были отредактированы, а сами формы претерпели чудесную метаморфозу, превратившись в смесь НАИВНОГО ИСКУССТВА и КОНСТРУКТИВИЗМА. Внешне такие формы выглядели несколько "по-детски", но очень оригинально. И как ни странно, они пришлись ко двору в "юбилейные годы". Такое решение было неожиданным, нисколько не пафосным, а необходимую праздничность добирали росписями. Интересно и то, что если в эстетике раннего МИНИМАЛИЗМА удачно сработали единичные предприятия (Рижский завод, ЛФЗ, Дулёво, Барановка...) и единичные скульпторы, которых можно было буквально по пальцам пересчитать, то поздний МИНИМАЛИЗМ в СССР освоили большее количество предприятий, а удачные фасоны появились и у ЛФЗ, и у Дулёво, и у Вербилок, тогда как в Риге совершенно ничего в подобной стилистике не получилось, - там всё очень быстро скатилось к АРХАИКЕ с национальным душком.
Почему так произошло? Полной информации у меня нет, но можно порассуждать. После вынужденной отставки Хрущёва новая политическая команда управленцев выстраивала культуру по-новому, и вместо единой Советской культуры, которая развивалась на марксистском базисе и на классическом русском искусстве (и литературе) XIX-го века, хотя и в достаточно узких рамках, за которые запрещено было заступать, решено было дать больше свободы культуре национальных окраин (республик). С моей точки зрения, это было большой ошибкой, которая породила трещины в культурном фундаменте единой страны, и привела к возрождению и расцвету окраинного национализма. Но в то время идея казалась "свежей", позволявшей оценивать историю с разных ракурсов. В русской культуре эта тенденция привела к попыткам осторожного пересмотра однозначного подхода к тому, кто был прав, а кто виноват, кто "хороший" и кто "плохой" в рассмотрении истории Гражданской войны в России 1918-1922 гг. Это видно по фильмам того периода, таким как "Служили два товарища...", "Адъютант Его Превосходительства", "Бег", "Хождение по мукам" и др. В эстраде появились песни "Я люблю тебя, Россия" и "Русское поле", и при этом никакого русского национализма там не просматривалось с лупой. При том, что такие произведения усложняли навязанное до того пропагандой простое представление об истории страны. Но главная беда состояла в том, что культура национальных окраин существенно отставала от культуры центра, и идти там, кроме как по пути махрового национализма, было некуда. В декоративном искусстве это привело к абсолютной архаике в форме и к декору в коричнево-чёрных тонах Рижского фарфорового завода, и к бесконечным вышиванкам в орнаменте, а подчас и к чёрно-красному (колеры ОУН-УПА) декору в фарфоре заводов Центральной и Западной Украины.
Пример нового подхода к эстетике МИНИМАЛИЗМА от ЛФЗ второй половины 1960-х годов - форма "Русь". Как мне кажется, фасон совершенно не соответствует названию, и напоминает весёлое НАИВНОЕ ИСКУССТВО. И в сильно стилизованных под "народность" формах фасона, намекающих на "обращение к корням", и в названии (что называется, "с замахом") - "Русь" - сквозит ирония. Эта ирония, даже самоирония здоровой нации. В галерее ниже представлены предметы сервиза "Солнечный", расписанный И.С. Аквилоновой в 1965-м году, как только данный фасон появился, предметы сервизов явно в экспериментальной росписи от Т.Н. Безпаловой-Михалёвой под названием "Совхоз в Ленинградской области" и "Фруктовый", предметы сервиза "Фрукты", расписанные Л.К.Блак, и предметы сервиза "Декоративный" от Л.И. Григорьевой (все - 1966-го года). Смотрим...
Наиболее яркой, подходящей к юбилею Советской власти получилась роспись от Л.И. Лебединской с названием "Праздничный", 1966-го года (сервиз был создан к юбилейному, 1967-у году). Но всё равно ощущение "несерьёзности" формы остаётся.
Сервиз "Ковровый" от Н.М. Павловой, созданный на том же фасоне ("Русь") впечатляет сложным псевдодеревенским узором. При этом узор никак нельзя определить, как принадлежащий некой определённой нации (несмотря на название фасона). Он, скорее, общенациональный. Предметы блестят и переливаются красками: красный, пурпур, золото с цировкой.
Ещё один фасон, созданный Семёновым в 1964-м году, оказался долгоживущим: на его основе создавали сервизы не только в "шестидесятых", но и в "семидесятых", и в "восьмидесятых" годах. Наверное потому, что формы предметов у него более традиционные... Настоящие любители и знатоки фарфора подсказали название фасона в комментариях. Это "Чайка". Не все эти росписи удачны, причём наименее удачными видятся наиболее растиражированные. Но на вкус, на цвет товарищей, как известно, нет. Итак, смотрим примеры росписи...
В 1966-м году Владимир Лаврентьевич создаёт фасон "Народный", при этом за основу формы берёт то ли маковку Православного храма, то ли шелом древнерусского витязя. Но так как ЕГО маковка не имеет креста в навершии, мне это больше напоминает мавританский стиль в архитектуре, особенно с декором, близким к арабескам. Примером подобной росписи служит сервиз "К юбилею" от С.П. Богдановой (1967). Бочкообразная форма чашек напоминает ранний фасон В.Л. Семёнова "Бутон". А вот каким "в идеале" сервиз на такой форме виделся самому скульптору (в данном случае он выступил и как создатель фасона, и как художник-декоратор). Можно в некотором смысле назвать декор "агитационным", поскольку он содержит расхожие лозунги тех лет: "Труд. Мир. Май" (на чашках), "Всё во имя человека, всё для блага человека" (из Программы КПСС, принятой на XXII-м Съезде 1961-го года) и "Мир, братство и счастье людям на земле" (изменённая цитата из Марка Твена, обе фразы идут круговым декором золотом на корпусных предметах). Листайте галерею, и в конце вы увидите фотографию В.Л. Семёнова за росписью сервиза "Народный".
А это - предметы сервиза "К юбилею" (1967) от С.П. Богдановой, а также сервиз "Снопы" (1967) от Л.И. Григорьевой, и чайник, расписанный как отдельный декоративный предмет Т.Н. Безпаловой-Михалёвой в 1973-м году.
Любителям фарфора автора следующей росписи представлять не надо - это А.В. Воробьёвский и его "фирменный" сказочный "мелкотравчатый" авторский стиль.
Любопытный экспериментальный фасон был разработан В.Л. Семёновым в 1967-м году. На нём он расписал сервизы "Новая сетка" (1967) и "Отчизна" (1967).
Но другие художники Фарфорового завода как-то не стремились расписывать подобную экстравагантную форму. И тогда по принципу "только вперёд!" В.Л. Семёнов делает форму ещё более экстравагантной, и расписывает так, как сам желает в 1969-м году. Сервиз был им назван "Электрификация", и по эстетике предварил модернистские эксперименты начала XXI-го века - соединив стандартные предметы нестандартной формы ещё и с квадратными керамическими подставками под каждый предмет, расписанными в модернистской геометрической манере. Декор и сочетание цветов просто кричащие. Вот что из этого получилось (художник имеет право на эксперимент)...
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, делать анонсы статей Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго, и до новых встреч!